У нас вообще любят говорить об образовании: о коррупции в высшей школе, о росте зарплат бюджетников, гуманитарном и аналитическом складах ума и плохом качестве выпускников и все такое, но чтобы - Президент, и так много, и с грустинкой в голосе... Почему бы это?
Вроде столько обозначили достижений: ЕГЭ позволяет участвовать в конкурсе в несколько вузов; пресловутая болонская система намекает, что наших выпускников будут брать на работу по всему миру; вводятся стандарты обучения и т.д. и т.п. Но вот болит ведь душа у Президента:
«Не каждый вуз готов работать по-современному, учить так, чтобы у выпускника оставались не только диплом, но и нужные знания и профессиональные навыки, которые он может использовать в своей практической деятельности после окончания высшего учебного заведения».
А по-современному - это как? Это когда вузы, особенно провинциальные, превращаются в аналог супермаркета? Это когда из высшей школы «выдавливается» особая образовательная среда, когда исчезает «культ» учебы? Когда «хронические двоечники» не отчисляются, потому что они успели внести в кассу вуза плату за обучение, а не успевшие вовремя оплатить учебу «отличники» в легкую вылетают из института? Когда родители готовы любой ценой получить для своего дитяти диплом о высшем образовании и заплатить за «корочки», и неважно, что у такого специалиста в голове? Вряд ли Президент считает современным подобное образование.
Может быть, проблема в том, что, чем больше на душу населения специалистов с высшим образованием, тем хуже мы живем? Или как горько пошутил недавно Президент:
«Один человек, который здесь вырос и внёс значительный вклад в развитие Российского государства, как-то сказал: «Если двух полудурков объединить, то умного человека всё равно не получится».
Шутки шутками, а куда девать таких «полудурков», которых за годы реформ наплодили огромное количество? Когда-то давно на госэкзамене по научному коммунизму у меня на пустом месте возник конфликт с председателем комиссии, который был из высшей партийной школы. Я позволила себе пересказывать документы очередного съезда КПСС, а не декламировала партийные тексты, как стихи. Так вот такие председатели комиссий из прошлого - «цветочки», по сравнению с современными «полудурками», прикрывшимися несколькими дипломами о высшем образовании, а заодно и каким-нибудь партийным флагом.
Может быть, для начала, университеты превратить в территории, свободные от партийных проектов? Пусть политические партии развлекаются на политическом поле. А университеты пусть занимаются тем, чем им положено, «учебным делом», как писал Петр Чаадаев:
«На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире».
Тогда, наверное, и может реализоваться то, о чем настойчиво говорит всю нынешнюю осень наш Президент:
«Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование. Понятно, что освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек... В вузы должны поступать те, кто способен учиться там».
Правда, Чаадаева объявили сумасшедшим. Такой вот исторический юмор.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции