Палас как символ нашей жизни

Сергей Головинов:
Главный редактор Зебра ТВ, журналист и горожанин
golov71
Растянутый ковер, на который прыгали самоэвакуирующиеся с пожара люди, можно номинировать как на лучшее надгробие на способность власти оказывать населению оплаченные услуги, таки и на символ зарождающейся самоорганизации народных масс
ИСТОРИИ 26 мая 2016, 12:36 19 7432

Не буду присоединяться к тем, кто кидает камни в МЧС за то, что специально обученные люди опоздали с эвакуацией семьи из горящей 5-этажки в Струнино. Пожарные служат так, как позволяет выстроенная в стране система, и при этом еще и рискуют своей жизнью за не самые большие деньги. Рискуют, как показала история с пожаром в Струнино, без необходимого оборудования и техники.

Не буду осуждать и главу семейства, принявшего решение самоэвакуировать на растянутый палас своих детей и жену. Он тоже часть системы, в которой человеческая жизнь стоит копейки, и рассчитывать на то, что о тебе побеспокоится государство, может только обитатель верхних ступеней иерархической лестницы. Государство отругало мужчину за то, что он распахнул окна и самоэвакуировал семью на собственный палас, растянутый внизу добровольцами, а не накрылся этим самым ковром, смиренно дожидаясь милости от государевых людей.

Не стану и героизировать соседей и прохожих, дружно растянувших ковер под горящими окнами и ловко ловящих на него выпрыгивающих людей. Они, без сомнения, молодцы. Но их отзывчивость рефлекторного свойства, что нисколько не принижает их поступок. Просто люди уже стали привыкать не ждать от государства, что оно сделает для них то, что должно, и живут по принципу будь, что будет. В их отношении очень показательна реакция государства, которое стремительно решило наградить добровольцев грамотами и чайными сервизами, видимо, чтобы занять их руки, взявшиеся за палас.

Я лучше скажу, что в связи с наделавшей много шума историей про самоэвакуировавшихся из горящей многоэтажки людей у меня мелькнуло ощущение, что растянутый палас, на который с высоты 5 этажа бросаются люди, очень символичен.

Палас символизирует, например, связь поколений - такие духовно-коверные скрепы, соединяющие транзит от времен тотального дефицита, когда хороший палас в квартире был символом благополучия, через времена потребительского бума, когда старые телевизоры и стиральные машинки заменялись на взятые в кредит новые, а бабушкины паласы так и остались не выброшенными, к новым временам, в которые былого изобилия уже нет, и люди с воодушевлением вспоминают рецепты выживания, при которых старый ковер - это не только пылящееся в углу наследие.

Палас также может стать и символом окончательного расторжения договора с государством, которое на наши с вами налоги вроде бы обязано выполнять некие функции, но все, что касается простых людей, практически не выполняется. И ковер, как саван, накрывает всё, чего ждали от власти, но так и не дождались - пожарные опоздали, полиция не приехала, «скорая помощь» не спасла, пенсия не сохранилась. Никто всерьез уже не ждет, что в его маленькой судьбе хоть какую-то роль сыграют институты государства. Нет, по привычке еще пишутся жалобы и подаются иски, на автомате исполняются все положенные ритуалы сожительства с государством в виде оплачиваемых штрафов и перечисляемых налогов. Но во взаимность этих отношений уже не верится.

А еще палас может быть символом обреченности. Я знаю немало людей, которые махнули на всё рукой - и на принципы, и на мечты, и на совесть, и на честь, и на гордость. Они, как с пятого этажа на растянутый внизу ковер, сиганули в те обстоятельства, которые позволяют им содержать свои семьи. Да, некоторые морщат нос от запашка, но делают это тайком. И осуждать их у меня нет права. Они, как и глава семейства из города Струнино, самостоятельно принимают решение, каким способом спасать своих родных. Ведь никто за них не примет этого решения. Рассчитывать можно только на то, что друзья и близкие не отвернутся и будут крепко держать растянутый ковер.

Но на самую малую долю секунды у меня искрануло, что палас еще может быть и символом зарождающейся горизонтальной самоорганизации, когда уже не верят ни в доброго царя, ни в выпоротых им плохих бояр, а рассчитывают только на свои силы и поддержку точно таких же людей. Я вижу, или хочу видеть, примеры того, как люди перестают тратить силы на переговоры с государством и сами для себя в своих маленьких локальных делах становятся таким государством.

Самое интересное, что власть даже не ревнует, когда люди начинают выполнять за нее часть властных функций. И люди раскладывают бережно вычищенные, еще не такие уж и старые, а даже вполне себе симпатичные паласы на проплешины неухоженности и бардака. Пёстрые кусочки бабушкиных паласов, как яркие лоскуты, то тут, то там преображают заброшенное окружающее пространство. Или это мне только кажется?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции