Магистральный тест

Сергей Сазонов:
Соавтор блога «Город для людей»
sazonov
Жаль, что власти не смогли построить современную улицу на всем ее протяжении. По сути мы получили дорогу больше соответствующую духу 80-х годов прошлого века
ИСТОРИИ 1 сентября 2016, 13:28 11 14164

Около месяца назад во Владимире открыли очередной участок Лыбедской магистрали. Мы некоторое время понаблюдали за ним в действии и теперь решили поделиться своим впечатлением от новой улицы.

Так уж вышло, что участки Лыбедской магистрали в нашем городе открываются с завидной регулярностью вот уже на протяжении 10 лет. В 2006 году был открыт участок от Садовой площади через Студеную гору по Дзержинского до Октябрьского проспекта (тогда перестала существовать уютная улочка Дзержинского с ее деревянными домами и двухполосной проезжей частью). В 2007 году открыли новую развязку на Ерофеевском, уничтожив находившийся там сквер с огромными ивами и пасущемся в нем козами, в 2015 году эту же развязку вновь перестроили, несколько поменяв направление улиц. Ну и наконец, в августе 2016 года был открыт участок от Октябрьского проспекта до Ерофеевского спуска. О нем и поговорим.

DSC_8150 copy.jpg

Общая оценка

Вторая очередь Лыбедской магистрали вполне оправдывает свое название. По большому счету - это не городская улица, в современном ее понятии, а классическое загородное шоссе, с той лишь разницей, что скорость на ней все-таки ограничена до 60 км/час (с учетом нештрафуемого порога это ограничение фактически равно 79 км/час).

Lyibed2 copy.jpg

Приоритеты на улице расставлены однозначно. Здесь главное действующее лицо - автомобиль: 4-6 полос для движения, длинные бессветофорные участки, переходно-скоростные полосы, полное отсутствие левых поворотов (как это обычно бывает на загородных шоссе)…

IMG_6252-3.jpg

Все это подталкивает автомобилистов необоснованно увеличивать скорости - и это при том, что улица находится в самом центре города, в окружении жилых микрорайонов. Никаких мер успокоения трафика или средств организации безопасности пешеходов мы здесь не увидели, впрочем, нет на улице и условий для передвижения на альтернативных видах транспорта. Например, обещанные велодорожки здесь так и не появились, поэтому велосипедисты передвигаются по тротуару.

IMG_6306-4.jpg

Лыбедская магистраль для автомобилистов

Насколько мы понимаем, главная задача Лыбедской магистрали за долгое время ее строительства не изменилась и заключается в выводе транзитных потоков личного транспорта из исторического ядра. Поэтому пока сдана только часть новой улицы, ни о каких значимых результатах говорить конечно же нельзя: уменьшения трафика на Большой Московской не произошло. Прошло три недели после пуска второй очереди Лыбедской магистрали, а заторы на центральной улице города никуда не делись.

photo_2016-08-19_5.jpg Затор на Дворянской улице 19 августа

Открытый участок соединяет Октябрьский проспект и Ерофеевский спуск (улицу Горького) именно там, где достаточно развита улично-дорожная сеть, вероятно по этому трафик на открытом участке Лыбедской магистрали пока весьма мал. Однако с пуском первой очереди магистрали, от площади Фрунзе до Ерофеевского спуска, когда транзитный транспорт получит возможность объезжать весь центр, ситуация, вероятно, изменится. Почему "вероятно"? Так никто же не анализировал ситуацию с распределением транспортных потоков перед строительством магистрали. Так что, как говорится, поживем-увидим.

На всем протяжении второй очереди Лыбедской магистрали запрещена остановка, что, в общем логично, поскольку магистральные улицы общегородского значения созданы для того, чтобы транспорт по ним ездил, а не стоял на них в течение дня. С учетом того, что большая часть новой улицы имеет по две полосы в каждую сторону, отдавать одну из них под парковку - неразумно. А учитывая близость этой дороги к историческому ядру с большим количеством офисов, разрешить здесь парковку - значит превратить 50% дорожного полотна в постоянную стоянку.

Выезд с Лыбедской магистрали на Октябрьский проспект оформлен как выезд со второстепенной дороги. В соцсетях по этому поводу уже начали шутить, называя открытый участок "второстепенной магистралью". Можно было бы подумать, что это сознательное решение, учитывая малый трафик по новой улице, но вот например на перекрестке Лыбедской магистрали и Гагарина главная дорога уже Лыбедская магистраль. В общем, логики в расстановке знаков, получается, нет. Также как нет, на наш взгляд, логики и в разметке. Вот, например, перекресток улицы Гагарина и Лыбедской магистрали.

IMG_6288-6.jpg

Сейчас здесь 5 полос движения. Схематично это выглядит так:

scheme7.jpg

То есть при движении по Лыбедской магистрали со стороны Октябрьского проспекта одна полоса прямо по магистрали и одна направо - на улицу Гагарина. При том, что навстречу размечено три полосы. Фактически для движения по магистрали со стороны Октябрьского проспекта остается одна полоса. Непонятно почему нельзя было сделать разметку по такой схеме...

scheme8.jpg

Лыбедская магистраль для пешеходов

Сегодня уже всем известно, что современная улица должна быть не просто территорией для автомобилей, но и пространством для пешеходов. То есть на ней должно быть удобно и хорошо всем участникам движения. Увы, сейчас говорить о том, что открытый участок Лыбедской магистрали комфортен для пешеходов, не приходится. На всей улице узкие тротуары и, например, полное отсутствие лавочек. Есть удачные приемы, но в целом, конечно, пешеходу на новой улице долго находиться не хочется (хотя, кстати, придется). К удачным приемам можно отнести, например, физическое обособление направляющих островков на съездах с магистрали, что позволило образовать островки безопасности сразу в нескольких местах.

lyibed9 copy.jpg

А вот так это выглядит сверху.

lyibed10 copy.jpg

К сожалению, островки безопасности не появились на переходах через собственно магистраль. Зато на ней появился "переход смерти" - нерегулируемый переход через пять (!!!) полос движения. На наш взгляд, сбитые люди здесь - дело времени и это непростительная ошибка проектировщиков и заказчиков строительства магистрали. Мы построили новую улицу за сотни миллионов рублей, но не предусмотрели на ней элементарных норм безопасности. Пока не поздно, эту ошибку нужно исправить.

lyibed11 copy.jpg

Мы уже молчим, что в 2015 году для того, чтобы на улицах российских городов стали массово появляться островки безопасности, федеральные власти специально вносили изменения в ПДД и ГОСТы. То есть правительство Российской Федерации меняет ГОСТы, чтобы уменьшить количество ДТП с пешеходами, а администрация города Владимира спустя полтора года строит на деньги в том числе федерального бюджета дороги, не обращая никакого внимания на эти изменения.

Взгляните также на столбы освещения, они тоже не над переходом. То есть делать пешеходов заметными на нерегулируемом переходе не надо? Спасибо хоть знаки над дорогой повесили!

Больше на всем протяжении открытого участка магистрали нерегулируемых переходов нет, но есть еще один регулируемый переход, на перекрестке с ул. Гагарина. На этом переходе установлена кнопка вызова зеленого света для пешеходов. Это кажется логичным, так как поток пешеходов до открытия магистрали был здесь невелик и кнопка вызова могла бы сократить время ожидания зеленого света и для автомобилей, и для пешеходов...

IMG_6280-12.jpg

...но как обычно что-то пошло не так! Время ожидания зеленого света после нажатия кнопки от 1,5 до 2 минут. Это запредельно много и в принципе делает само существование этой кнопки бессмысленным, так как существующий на перекрестке светофорный цикл и так подразумевает включение зеленого света для пешеходов примерно в этот же временной промежуток. Стоит это время ожидания сократить.

Еще один большой минус открытого участка: по нему невозможно пройти пешком, например, с Гагарина до Стрелецкой (хотя теоретически сделать это быстро по новой улице было бы можно), потому что на съезде/выезде к Октябрьскому проспекту... нет переходов!!! Если вы двигаетесь пешком и хотите пройти с улицы Гагарина на Стрелецкую, то вам придется сначала подняться на мост, потом с него спуститься, пройдя лишние 400 метров. Все потому, что не сделан переход через съезд ширина которого 4 метра.

13.jpg

К удачным примерам организации пешеходного пространства можно отнести безбарьерные спуски, которые дублируют лестницы практически на всем протяжении открытого участка. Если есть лестница, то параллельно есть плавный спуск, предназначенный для колясок.

IMG_6273-14.jpg

Такие съезды есть на перекрестке Лыбедской магистрали и улице Гагарина, на съездах с Октябрьского проспекта, на остановке общественного транспорта около улицы Верхнелыбедской... но... например, на съездах с магистрали в сторону улиц Гороховой и Никитской ничего подобного нет, там лестницы не оборудованы элементарными пандусами, также как нет пандуса на лестнице к Княгининскому монастырю. А на Гороховой вообще тротуар обрывается неожиданно - и больше не продолжается вообще. Пешеходы вынуждены идти по проезжей части! Видимо, эти участки выходили за границы проекта, и про них попросту забыли.

photo_2016-08-25_15.jpg

В гармонии с природой

Человек, как известно, может победить природу. Люди обуздали ветер и сделали ветряные мельницы, приручили огонь и получили тепло и вкусную еду, в конце концов люди укротили воду и заставили воду вырабатывать электроэнергию, построив для этого гигантские плотины. Мы живем в урбанизированном мире, где природе отводится все меньше и меньше места. Именно поэтому проектировщики и строители второй очереди Лыбедской магистрали запланировали ряд мероприятий, который позволили бы владимирцам быть в гармонии с природой. Вдоль всего открытого участка организован каскад прудов...

photo_2016-08-31_16.jpg

...и искусственные водопады.

photo_2016-08-31_17.jpg

Говорят, в пруды скоро выпустят мальков карпа, а пока в одном из них поселились утки...

photo_2016-08-31_18.jpg

Все для гармонии с природой. Приходите кормить уточек, только аккуратнее - берегите обувь!

photo_2016-08-31_19.jpg

Строительство Лыбедской магистрали еще не закончено и первую очередь (от площади Фрунзе до Ерофеевского спуска) еще только предстоит построить. Если в проект строительства не будут внесены изменения, то она должна получится не в пример лучше открытой второй очереди. На всем протяжении первой очереди должен появиться бульвар в центре проезжей части. На этом бульваре можно будет посадить деревья, поставить лавочки. Сам бульвар станет играть роль островка безопасности при пересечении с пешеходными переходами. В общем, этот участок имеет все шансы стать комфортным для всех участников движения.

Очень жаль, что обладая достаточными ресурсами, городские и областные власти не смогли построить современную улицу на всем ее протяжении, по сути мы получили дорогу больше соответствующую духу 70-80-х... Надеемся, что ошибки и недочеты на открытом в августе 2016 года участке со временем будут учтены.

Текст опубликован в блоге проекта «Владимир для людей».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции