Последний рейс

Сергей Волк:
sergeyvolk
Водитель автобуса, уехавший из Владимира за границу, узнал о смерти своего бывшего руководителя Автандила Биганова и не смог смолчать. Получился такой взгляд издалека на то, что знал изнутри
ИСТОРИИ 7 сентября 2016, 14:58 33 28017

Совсем недавно узнал о произошедших в родном городе Владимире событиях. Не могу остаться равнодушным и хочу написать пару строк.

Касаться политики, строить предположения и догадки, обелять или очернять нынешнюю власть не буду. Смысла нет. Как говорится: собаки лают, а караван идёт.

Я прекрасно помню, что происходило в сфере автобусных перевозок в 90-е годы и даже в нулевые. Гонки, драки на конечных. Весь город был заставлен автобусами, которые мыли, а порой и ремонтировали, во дворах жилых домов.

С уважаемым Автандилом Бигановым мне довелось некоторое время поработать. И я был с ним знаком. Об этом человеке можно говорить долго. В интернет-отзывах после похорон было сказано и написано много добрых слов. Подписываюсь под каждым из них. Я работал в «БигАвтоТрансе» простым водителем, не раз обращался к Автандилу Арешовичу за помощью. И никогда не уходил без ответа. Помогал всегда. Либо делом, либо советом.

Но сейчас даже не об этом. Хочется рассказать хронологию гибели огромного предприятия и талантливого руководителя словами обычного водителя.

Тем, кто не работал в «БигАвтоТрансе», трудно даже представить насколько это было огромное предприятие. Более четырёх больших стоянок для городских и пригородных автобусов. Огромная ремонтная зона, состоящая из более чем десятка различных цехов и зон. Своя мойка и заправка на территории. Боксы под туристические автобусы. Эвакуаторы, легковые и грузовые авто, погрузчики и т.д.

Я видел работу на подобных предприятиях в других городах. Разница - как небо и земля. Если в БАТе на работу сотрудников возили бесплатные дежурные автобусы, то на других подобных предприятиях водители добираются самостоятельно. Если во Владимире кондуктора сдают деньги и так или иначе сотрудники получают зарплату, то на многих других предприятий нет кондукторов и у водителей стоит план. Выполнил – заработал. Не выполнил – потерял солидный кусок из зарплаты.

Да и много других мелочей, говорящих о том, что БАТ был одним из лучших российских автопредприятий. Во многих городах, например, после 22 часов вечера вообще нереально уехать. Автобусы большой вместимости съезжают в гараж часов в 19-20, а маршрутки 21-22 часа. Автобусные же маршруты БАТа (например, легендарный 24) ходил до полного обнуления часов. При этом с чётким интервалом. Днём - 4,5-5 минут, ночью - не более 12 минут.

Вернёмся же к событиям, которые предшествовали гибели предприятия. Первой весточкой был визит на предприятие ОМОНа, когда БАТ обвинили в незаконном ввозе автобусов. Кстати говоря, небезосновательно. Автобусы действительно ввозились. Но руководство БАТа думало не только о своём кармане, но и о комфорте жителей. Какая простому обывателю разница, как ввезён комфортабельный автобус, который возит его на работу. При том, что в БАТовских автобусах всегда была чистота и неплохое техническое состояние (по крайней мере, на ходовых маршрутах). И если бы БАТ не ввез эти автобусы, кататься бы нам на ПАЗиках, ЛИАЗах, РОАЗах и прочей рухляди, которая не намного лучше пресловутых «Волгабасов».

Далее дебют новых газомоторных автобусов. Руководству БАТа было предложено купить партию этих автобусов. Один даже пригнали на предприятие. Его пропустили через автоматическую мойку (щётки по бокам с водой) и потом ополоснули «кёрхером». И у этого чуда отечественного автопрома протекли боковые стёкла. То есть - вода потекла в салон. Руководство БАТа отказалось тогда от покупки данных автобусов, а по предприятию поползли слухи.

Далее автобусы появились в троллейбусном управлении и вышли на улицы города на придуманном 34-м маршруте. Который, к слову сказать, неплохо уводил людей у 24-ки (потому что на 90% дублировал её), а также неплохо щипал 28 кольцевой.

Стоит сказать о кадрах. На эти новые автобусы сели те водители, которых администрация БАТа выгнала без права возвращения на работу. Это алкоголики, которые не раз попадались утром на медосмотре в нетрезвом виде (во времена работы в БАТе). Ну и те, кто нарушал трудовую дисциплину. Штраф за появление на работе с «остаточным» в БАТе был от 10 тысяч рублей. А после третьего такого проступка увольняли.

В этот самый момент и начались брожения. Однако руководство успокоило людей и через некоторое время все газомоторные автобусы появились в гараже БАТа. Некоторых водителей отправили на курсы для получения «корочек», чтобы можно было управлять газомоторной техникой.

У меня подобные документы были, поэтому я без проблем сел на данный автобус. По ощущениям хочу сказать, что 20-летний «Мерседес» с перебранным двигателем, коробкой и освежённым салоном даст сто очков форы новому газомотору. Далее эти автобусы начали ломаться. То тосол потечёт, то электроника заглючит.

При этом, возникли вопросы с заправкой. Я обкатывал данный автобус на 28 маршруте. Средний график работы с 6 утра до 7 вечера. 2 обеда. На дизельном «Мане» я приезжал вечером на предприятие, мыл, заправлял 80-100 литров солярки и уходил домой. На газомоторе к 15 часам дня закончился газ. Пришлось потратить 2 часа времени на заправку. В результате предприятие потеряло прибыль, интервал на эти два часа между автобусами увеличился. Я уже молчу про 24 маршрут. Который работал с 6 утра и до 12 ночи в две смены. И вечером заливали порой около 200 литров топлива. Газомотор в таком режиме пришлось бы заправлять, как минимум, дважды. В результате подобных факторов администрация БАТа отказалась от использования данной техники.

Далее началась война. Газомоторы вышли на 24 маршрут. Руводство БАТа свои автобусы не убрали. Многие водители, привыкшие к порядку на маршруте (отсутствие гонок, чёткое соблюдение интервала и т.д.) ушли.

К слову сказать, до появления «Волгабасов» на 24 маршруте обгоны были запрещены. То есть один автобус БАТа не мог обогнать другой. За это был штраф в размере 5 тысяч рублей. То есть, если я на 24-м еду за 21-м, то я его обогнать не могу. С появлением газомоторов на 24-м обгоны разрешили. И начались гонки с риском для людей. Увеличилось количество ДТП и т.д. На конечных опять начались драки.

На маршруте водители БАТа открывали капоты газомоторов и перекрывали газ, а они нам срезали ремни. Было несколько ДТП которые закончились драками прямо на дороге. Администрация БАТа дала негласное разрешение подставлять под газомоторы зеркала и провоцировать мелкие ДТП, что бы виновниками были «Волгабасы».

В те самые времена директору БАТа было предложено устроить забастовку. То есть, на полдня остановить движение в городе. На тот момент было всего 20 газомоторов и троллейбусы, а у БАТа были все маршруты кроме 24-ки. Но Биганов, думая о людях, даже не стал рассматривать этот вариант.

В результате - суды проиграны, 24-й маршрут оставлен. Автобусы переведены на 34-й. Продолжились гонки. Пока и 34-й не был оставлен (причина – закончился договор на обслуживание).

Теперь несколько фактов:

- За время моей работы в БАТе (более 8 лет) ни разу не была задержана ЗП. Да, часть была в конвертах. Но это была вынужденная мера, и все были согласны.

- Когда начались сложности, не был уволен или сокращён ни один человек. По крайней мере, из водительского состава. Лично мне предложили сесть на новую фуру. Но я предпочёл уехать к родственникам за границу и найти там работу.

- К людям относились по-человечески. Да, больничные не приветствовались, просили выходить в выходные. Но это всё очень хорошо оплачивалось. И тем, кто шёл на встречу БАТу, администрация компании всегда помогала (если нужно было отпроситься, или прощались мелкие косяки).

- Справедливо начислялась ЗП. То есть, я, работая, например, на 24-м маршруте всегда знал, сколько я получу. И в одном экипаже (3 водителя и 3 кондуктора на автобусе) была одинаковая ЗП. Потому что бралось общее количество проданных билетов за месяц, вычиталась солярка, и люди получали процент от остатка.

- Была взаимовыручка. Когда один из водителей сцепился с водителем легковушки (не буду судить кто прав, кто виноват), начала драка. Тут же остановились более 5-и автобусов БАТа и помогли своему коллеге. На него тогда накинулись трое из легковушки.

- Были очень дорогие новогодние подарки для детей сотрудников, бесплатное питание в столовой предприятия.

- Ну и так же график работы. Если в других городах водители пашут с 4 утра до 12 ночи в режиме 5/2, нарушая все возможные режимы труда и отдыха, то в БАТе работа велась в две смены. Первая - с 6 утра до 14 дня. Вторая - с 14 дня до 24 ночи. При этом водитель четыре дня работал утро, затем два выходных. После этого четыре дня вечер и два выходных.

Хочу выразить своё субъективное мнение. Весь интернет бурлит сообщениями о том, что Орлова довела Биганова до самоубийства. Комментировать это и влезать в эту грязь не хочу. Скажу лишь о том, что БАТ вёл очень рискованную политику в бизнесе. У предприятия было очень много долговых обязательств, как перед банками, так и перед частными лицами. И с потерей маршрутов Биганов столкнулся с тем, что даже если продать всё, то не получится закрыть все долги.

Экономическая ситуация на предприятии была следующей (до потери маршрутов) – практически вся прибыль предприятия уходила на погашение долгов, выдачу зарплат, обслуживание и т.д. Точными суммами не владею, но, к примеру, после выплаты всех налогов, зарплат и т.д. на предприятии оставалось порядка 70 млн в месяц. Из них 69 млн уходили на долги. Цифры нам называли на планерках.

Почему Биганов решился на такую политику? Ответ простой. Через 4-5 лет кредиты и долги были бы выплачены. И эти 70 млн в месяц уже оставались бы у него. Он всё просчитал кроме того, что маршруты могут быть потеряны. Ещё год он пытался уйти в другие сферы, но той прибыли, которая была, достичь не удалось. Он был человеком чести и слова. И для него было проще принять решение уйти из жизни, нежели сказать людям о сокращениях, задержках зарплаты, а кредиторам о том, что нечем платить.

Ну а теперь небольшой рассказ о работе общественного транспорта в крупном городе N. В городе работают около 16 фирм-перевозчиков. У каждого по 1-2 маршрута. На линии в городе 30% автобусов большой вместимости («Мерседесы», как в БАТе, и ЛИАЗы) в 70% - маршрутные такси.

Один день из жизни водителя автобуса большой вместимости

К 5 утра на работу на такси или на своей машине. Врач - для галочки, чисто формально, путёвка и механик - также формальность. Выезд. Графика и интервалов нет - все на созвоне. Количества запланированных рейсов нет. Есть только план – 12 тысяч рублей в день. Если сумел накатать к 5 часам вечера, можешь ехать домой – слова никто не скажет. Всё, что выше плана – в карман. Зарплата 40 тысяч в месяц при условии, что сдаёшь план и работаешь 5/2 с плавающими выходными. В 19:00 все съезжают в гараж, и на каждом маршруте остаётся по одному автобусу (дежурка), который курсирует до 23 часов. Иными словами, он выезжает в 22:00 с конечной и забирает всех людей, кто работает до 22 часов в крупных торговых центрах.

Гонок нет. Но скорость передвижения очень медленная. Так как водитель подъезжая к остановке, «выгоняет» с неё конкурента и встаёт там сам до тех пор, пока сзади не подъедет другой конкурент или своя задняя машина. Таким образом - автобусы стоят на каждой остановке от 0,5 до 5 минут.

Один день из жизни водителя маршрутки:

Подъём в 3 утра. Маршрутка стоит под окном или на платной стоянке. Путёвка с штампом врача и подписью механика выдана вечером. У некоторых путёвок нет. Некоторые даже не оформлены официально. В четыре утра приехать на конечную, занять очередь, так как графика нет, и выезд строго по очереди с интервалом в 5-7 минут. Первая маршрутка в шесть утра. Жуткие гонки и обгоны конкурентов. Так же обгоны своих же коллег со своего же маршрута. Заработная плата либо 6 тысяч (кто официально оформлен), либо вообще отсутствует. Вечером водитель сдаёт 5,5 тысяч рублей за аренду автобуса, 1 тысячу рублей бандитам за крышу, заправляет на 1,5-2 тысячи рублей, моет за 100 рублей. Всё остальное, что у него остаётся – и есть его зарплата. А это от 500 до 2 тысяч рублей в зависимости от везения и умения работать. Графики разные 5/2, 4/4, 3/3, 2/2.

Скажете – бред? Мне после БАТа пришлось поработать в таких условиях. В результате - я уехал за границу на международные перевозки. Потому что таких шикарных условий, как были в БАТе, нигде нет. А работать в худших условиях - не получается.

Примерное то же самое, к сожалению, ждёт и город Владимир, после того, как окончательно рухнет БАТ, после того, как разорятся и перестанут работать другие перевозчики. А монополист АДМ, просто станет сдавать в аренду места на своих маршрутах, как для автобусов, так и для маршруток.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции