Не ходите, дети, в школу...

Николай Иртенев:
nirtenev
Несколько поучительных эпизодов из сундучка воспоминаний о том, что идеал недостижим, а улыбку приходится держать, даже когда хочется расплакаться или послать все к чертовой матери
ИСТОРИИ 1 сентября 2013, 20:56 1 4655

Несколько поучительных эпизодов из сундучка воспоминаний о том, что идеал недостижим, а улыбку приходится держать, даже когда хочется расплакаться или послать все к чертовой матери.

***

Светлана Евгеньевна, педагог с 20-летним стажем, имеющий регалии, какие только можно иметь, рассказывала практиканткам, как присмирить зарвавшегося ученика. Например, была контрольная в классе, все сдали. И он в том числе. А вот дальше…

- Делаем так.

Она взяла из стопки одну тетрадь, подняла блузку, заправила тетрадь в юбку и опустила блузку обратно.

- А дальше делаем так.

Она взяла стопку тетрадей и отошла к доске. Практиканты затаили дыхание.

- Тетради я проверила. Есть все тетради, кроме одной. Твоей, Иванов! Тут, конечно, начнётся: "Да я сдавал, да я писал". Тут делаете так.

Она стремительно пошла к столу, где будто сидел Иванов. Судя по взгляду, она была готова размазать голову Иванова по парте стопкой тетрадей. Прямо перед столом она резко затормозила. Сделала гроссмейстерскую паузу… И шарахнула стопку на стол. Без замаха практически, но сильно. Прямо перед воображаемым Ивановым.

- Ищи.

Далее пауза и игра в гляделки с опешившим Ивановым.

- Ищи, ищи. Я что, врать буду?

Практиканты выдохнули.

- Запомните, помогает на раз.

- А потом как же?

- Ну, потом еще раз напишет.

***

Две бразильские тёти по телевизору говорили друг другу гадости. Очень мило и очень натянуто улыбаясь. «Какие лицемерки», - подумал Ванечка. В свои неполные 10 лет он обладал неплохим словарным запасом. Ванечка тут же сказал вслух:

- Мам, смотри, какие они лицемерные.

Мама и бабушка как раз сидели рядом и тоже смотрели телевизор.

- Нет, не лицемерные. Это называется хорошие манеры.

- Да как же манеры? Ведь они же…

- Да-да, - мечтательно подхватила бабушка.- Настоящие хорошие манеры. Высшее общество...

- Да ведь они же ненавидят друг друга и улыбаются друг другу в лицо!

- Именно это и есть хорошие манеры… Уметь держать лицо, чтобы ни случилось.

Мама с бабушкой явно не шутили. Они всерьёз восхищались этими тётями. Ванечка перестал спорить, и о нём тут же забыли: на смену тётям с хорошими манерами пришёл загорелый дядя в шортах, бегущий по песчаному пляжу в лучах заходящего солнца.

А Ванечка задумался. Бабушка-то, бог с ней, она ничего не понимает. Но вот маме определённо виднее. И мама, конечно, права. Но что-то тут было явно не то. Хорошие манеры он представлял себе совсем не так. Так он раньше себе представлял как раз «лицемерие». Ну ладно, допустим, слово «лицемерие» всё-таки что-то другое означает, мало ли. Но в любом случае такое поведение, как казалось Ванечке, - это плохо. А теперь выходило, что это не «лицемерие» и что это не плохо, а это так и надо, и это хорошо. И как теперь быть?..

Этот вопрос Ванечка не смог решить сразу и оставил на потом. Но одну важную вещь он всё же уяснил: если твоё мнение не похоже на общее, то можно помолчать – и тебя трогать не будут.

***

На уроке русского почему-то зашел разговор о литре. Обычно такого не бывало, но молодая практикантка Марина не знала, что творила. А 7-ой класс был не против. Светлана Евгеньевна молча наблюдала за учебным процессом с задней парты.

- А что вы читали на последнем уроке литературы?

- А этих…Как их…Ну там пацан еще дядю за палец укусил…

- Подождите…– Практикантка Марина была шокирована – Вы читали «Братьев Карамазовых»?! В 7-ом классе?!

- Да. - С нескрываемой гордостью ответила с задней парты Светлана Евгеньевна - Не целиком, конечно, а отрывок.

- Ребята, а что вы поняли из отрывка? - спросила Марина учеников.

Тут встал Лёшечка и затараторил про то, как нам жалко мальчика, про то, как дети были неправы, как все были жестоки и про то, что в жизни так поступать не надо. Имён он не называл. Марина попыталась узнать, как звали того мальчика или хотя бы того дядю, которого мальчик укусил за палец. Сначала у Лёшечки спросила, потом у класса. На неё устремились усердные собачьи глаза, услышавшие совершенно незнакомую команду.

- Ладно, а кто написал «Братьев Карамазовых»?

Этим вопросом она думала исправить ситуацию, но литературы в этот день не было в расписании, учебников никто не взял, чтобы подсмотреть автора. В интернет лезть - долго. Дети, как по команде, устремили взгляды на галерею портретов над доской… Как назло, именно автора «Братьев Карамазовых» там почему-то не было…

- Даю подсказку…Фёдор…

- Иванович Тютчев! - радостно крикнули дети.

Да, Тютчев там как раз был. Светлана Евгеньевна поднялась, глаза её сверкали. Задание было – выучить автора Карамазовых. На следующий урок они его выучили.

***

- Встань здесь. Тааак, смотри на меня и улыбайся.

Мама с фотоаппаратом за 15 т.р. отошла на несколько шагов и прицелилась. Ребёнку, стоявшему в клумбе, было не до улыбок. Даже несмотря на то, что у него за плечами очень удачно светился куполами собор 12 века.

- Ну, улыбайся, почему ты не улыбаешься?

Но малышу было неприятно стоять рядом с цветами. И непонятно, зачем улыбаться, если ему невесело. Но родительское терпение небезгранично.

- А ну улыбнись, кому сказала!

Мальчик изобразил улыбку. Мама осталась довольна кадром. Потом она рассказывала подругам, как Серёжа не хотел фотографироваться, но как ему потом понравилось.

 - Правда, понравилось?

Конечно, понравилось, он просто сказать стесняется.

***

После уроков Светлана Евгеньевна разоткровенничалась перед практиканткой. Может, потому что видела в молодой девушке себя 20-летней давности. А может и 100 гр. коньяка тут сыграли.

- Та зарплата, которую мне выдают за мой 12-часовой ежедневный рабочий труд… Да какой 12-часовой, что я прибедняюсь. Я даже во сне тетради проверяю. Они мне снятся… И вот за это за все мне дают такую зарплату, что я её воспринимаю как оскорбление. Просто как оскорбление.

- Почему же вы не уходите?

- Привыкла. Чувствуешь, что занимаешься делом. Если не я, кто вот этим мозги вправлять будет? У меня между прочим из всей параллели в прошлом году ЕГЭ по русскому на тройки написали только двое. Остальные - 4 и 5. Так то! А там знаешь, какие уникумы? Девочки в 10-ом классе уже с мужиками живут. А кто-то и в 9-ом. Приходит на урок, а у неё на лице всё написано. И вот такие у меня на 4 и 5 пишут!..

Светлана Евгеньевна бросила взгляд на галерею портретов и задумалась на секунду о чём-то. «Да ей памятник ставить надо»,- подумала практикантка Марина.

- И, знаешь, слава богу, что у меня есть муж, который мне может позволить работать на такую зарплату. У тебя-то есть такой?

- Нету.

- Будет, куда денется. Девушка ты красивая. У всех бывает, главное - не упустить. Любовь - это хорошо по молодости, а потом… Мужчина должен обеспечивать. Вот мой обеспечивает. И я независима и могу делать, что считаю нужным. Но…стараюсь к себе лишнего внимание не привлекать.

- Почему? – Не поняла Марина.. – Вы же независимы. Вы же можете открыто говорить, что вас не устраивает. И вас наверняка послушают, ведь вы же… настоящий специалист!

- Хе, приятно слышать такие слова в свой адрес, но сколько вам? 21? Вы наивны не по годам. Но с возрастом это пройдёт. Поймите, по сути, вот что мы можем? Ничего. Понимаете? Ничего. Нам говорят, что ЕГЭ - это благо, что теперь все на равных правах. И мы киваем. Нам говорят, что все в образовании прекрасно. И мы киваем. Увеличить нагрузку, новые образовательные программы и технологии. И мы киваем. Мы киваем и будем кивать, чтобы они ни предложили. Потому что только так мы еще можем что-то делать. Улыбаемся, держим фигу в кармане и делаем, что можем.  

***

Дети-то чем виноваты? Выходит, что всем. А слеза ребёнка - это так, от неопытности и непонимания своего счастья… «Вырастешь - поймешь». И ведь действительно вырастет. И поймёт. Может быть, запас детской чистоты и здравого смысла так и не удастся израсходовать полностью и во всех, как бы мы ни старались. Но это ж в идеале. А идеал - на то и идеал, что он недостижим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции