Девальвация чувств

Светлана Киреева:
С.Киреева
Мужчины обманывают женщин, женщины - мужчин. Взрослые - детей, дети - взрослых. Продавцы - покупателей, покупатели - продавцов. Политики - народ, народ - власть. Так и живем
ИСТОРИИ 3 ноября 2013, 14:57 60 8082

В подземном переходе на остановке «Политех» во Владимире с обеда до позднего вечера сидит бабушка-побирушка. Она прячет под глубоко надвинутым на лоб платком свое лицо, и только сухая изможденная рука с пятаком покоится на ее длинной темной юбке, взывая проходящих мимо к милосердию.

У магазина «Квартал» на улице Горького каждый вечер стоит молодая женщина с протянутой рукой и фотографиями маленького ребенка, у которого, судя по тому, что написано под фотографией, редкая форма рака.

В воскресные дни возле церквей и монастырей вдоль их стен выстраиваются целые отряды нищенствующих.

Их так много. Они стали частью нашей жизни. Мы проходим мимо них. Редко кто бросит монетку в пластиковый стаканчик и поспешит дальше по своим делам.

Никогда не думала, что в реальности встречу то, что гениально передавал на своих полотнах русский художник-передвижник Владимир Маковский – нищету и равнодушие.

«Не бойтесь врагов - они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете». Кажется, так звучит высказывание Бруно Ясенского. Беда в том, что наше равнодушие находится в гремучей связи с тотальной ложью, оправданной трусостью и агрессией.

Стало модным скрывать свое имя, когда говоришь о человеке мерзости, или прикрываться чужим именем. Оправдывается это якобы страхом перед репрессиями за «вольнодумие» со стороны властей. При этом те, кто реально борется с перекосами системы, не скрывают своих имен, а вот те, кому надо выплеснуть свою зависть, агрессию на другого, потому что он не стадный или не разделяет их (чаще всего декларируемых как демократические и свободные от цензуры) взглядов – выставляют себя чуть ли не героями Отечества. И ничего, что те, кто сегодня прячется за пустыми никами, еще вчера клеймили позором анонимов и доносчиков, «настрочивших» сотни пасквилей против своих близких и соседей, сломав кому-то карьеру, а кому-то и жизнь.

Человек круче хамелеона: он способен приспособиться к любым условиям и сделает все, чтобы выжить, а желательно не просто выжить, но и жить хорошо. Мы стали похожи на двуликих Янусов (в глаза говорим одно, за спиной - другое), но это почти никого не смущает. Смущает человеческая порядочность. В ней обязательно начинают искать подвох. Не находя - придумывают.

Ложь и двуличие поразили все общество. Реакция тех, кого поймали с поличным и изобличили во лжи, - отдельная история. Это раньше краснели, бледнели, а особо благородные могли и пулю себе в лоб пустить. Сейчас иное время. Сейчас начинают изворачиваться: «Не обманешь - не проживешь!». Но чаще в ответ слышишь хамство, по принципу: лучшая защита – нападение. Чего только о себе не услышишь: «Умные больно стали все», «А с виду – приличный человек» и т.д. И говорится все это нарочито громко, чтобы смутить борца за правду, чтобы дискредитировать саму его попытку найти истину, добиться справедливости.

А народ идет, оглядывается на тебя… такого… неправильного… и укоризненно качает головой. И в следующий раз уже не хочется бороться ни за что, проще махнуть рукой, сделать вид, что и не было никакого надувательства, плюнуть на все, лишь бы не видеть этих укоризненных взглядов, не слышать этих оскорблений.

Так и живем. Мужчины обманывают женщин, женщины - мужчин. Взрослые - детей, дети - взрослых. Продавцы – покупателей, покупатели - продавцов. Политики - народ, народ – власть. Но только почему-то нет довольных.

Любовь превращают в суррогат. Одинокая молодая подруга, зарегистрировавшись на сайте знакомств, с ужасом сбежала оттуда через неделю. На вопрос «Почему», ответила, что 80% мужчин там – женатые ловеласы, ищущие развлечения втайне от «любимой жены». Остальные 20% не умеют самоиндентифирировать себя по отношению к женщине, которую зовут на свидание. Как говорила моя бабушка: «Не по себе сук рубят». И все это за фасадом псевдоблагополучия.

Зависть прожигает общество, как ржа, даже если завидовать особо нечему. Она порождает агрессию из-за собственной неустроенности, неудачливости, лени. И вот уже кондуктор в общественном транспорте может в лютый мороз высадить из автобуса школьника, забывшего дома проездной билет, сын убивает мать, вчера еще нежно любящие и любимые супруги при разводе стараются уничтожить друг друга, старики, вырастившие детей и внуков, умирают от инфарктов в магазинах при попытке украсть сырок, отцы не платят алименты, специально устраиваясь на работу с «черной» зарплатой, ветераны стоят в общественном транспорте рядом с беременными, при сидящих здоровых мужиках, что-то « с интересом» разглядывающих за окном, да и убить на улице могут просто за иной цвет кожи или разрез глаз.

И все это - при молчании равнодушных, в том числе тех, кто потом на всевозможных интернет-ресурсах «митингует» против такой «несправедливости». На улице такие, как правило, пройдут мимо и не остановятся, даже если на их глазах будет совершаться чудовищное преступление. Ну, разве что сфотографируют «событие», потом в интернет на всеобщее обозрение выложить. Это сейчас тоже модно - не помогать и спасать, а фотографировать.

Храмов в стране становится все больше, а параллельно с этим увеличивается число беспризорников, нищенствующих, алкоголиков, наркоманов, проституток. Почему-то количество учителей нравственности не перерастает в качество научаемого ими общества.

Искренние чувства обесценились. Мы разучились любить, доверять, прощать, принимать. Как будто у каждого из нас есть вторая жизнь, с правом на исправление ошибок, и вот сейчас мы допишем эту жизнь «на черновик», а потом перепишем «набело». Не перепишем. Не дадут.

Когда обесценивается валюта, государство приходит в экономический упадок. Когда в обществе девальвируются чувства - погибает нация. Когда-то так погиб Рим. Мы следующие?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции