Праздновать? А чего?

Кирилл Алексеев:
помощник депутата ЗакСобрания Максима Шевченко
Nikolenko
Размышления о противоречивой природе «ноябрьских дат» и о попытке государства выстроить на них свою концепцию
ИСТОРИИ 3 ноября 2013, 23:59 36 4267

Нету нынче хороших вещей,
которые можно было бы отметить,
кроме Нового года и дня рожденья
                      Максим Лебедев


В ноябре смешались две даты, два столпа истории страны, разбавленные традиционным пересчетом на старый/новый стиль. В третий месяц осени предлагается вспомнить о событиях второго месяца осени. Сначала – четырехсотлетней давности (Смута), а уже через три дня – почти столетней давности (Революция).

Римейк и ребрендинг

В новой России государственные затейники по части конструирования праздников долго ломали голову, что на родине победившего капитализма сотворить с днем победившего социализма.

Давным-давно, когда христианство распространяло своё влияние на целые народы, новые религиозные праздники устанавливали в дни, связанные со старыми языческими, да и храмы возводили подчас на месте прежних капищ. Так и в наше время. Сначала День Октябрьской революции с десять лет перелицовывали в День примирения и согласия. Не срослось. Почвы особой под примирением нет, да еще и в стране с кричащим социальным расслоением. Но у руля нашего государства стоят отнюдь не дураки. Раз уж решили свою линию гнуть, будут это делать не одним способом, так другим.

В 2004 году родился «младенец» – День народного единства 4 ноября.

На этот раз база под праздник подведена куда более основательная. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Изгнание иноземцев (!) с Руси-матушки. Это вам не хлипкое, слюнявое примирение, терпимость и прочие сантименты. А тут всё и сразу – и патриотический посыл, и камень в огород Запада (неважно, что Польша со Швецией Запад весьма условный, всё равно ведь Запад). Не хватает лишь «Самодержавие, православие, народность» вывести на кумачовых растяжках и идти вспоминать славные деньки 1612 года.

Правда, есть то, что роднит 4 ноября с Днем примирения и согласия. Ну, никак не получается у власти достроить концепцию. Пертурбации XVII века так далеки, что убедительно говорить о них не выходит у официоза. Зато нашлась другая сила, которая приспособила выходной под свои цели. Поэтому в центре внимания в этот день «Русский марш», а не пресные проповеди о непреходящем характере праздника с экранов ТВ.

Чего предлагают праздновать?

Неправильно преуменьшать значение народной инициативы четыреста лет тому назад, но и источать пиетет и пафос тоже не стоит. Так честнее будет перед собой и предками.

Да, движение против интервентов и отечественных разбойников пошло «снизу», «от земли». Да, поляков и шведов выставили вон. Положительные вещи? Да. Военная агрессия, вторжение по линии религии были остановлены – это достижения. А теперь о результатах – и в близкой, и в далёкой перспективе.

Куда делись Минин и Пожарский? Почему герои-победители не получили власть? Потому что не имели на неё права по рождению. Так уж тогда было устроено.

Их быстро стали игнорировать. Ведь они, как бы мы сейчас выразились, работали, а плоды успеха достались элите, которая сидела в Кремле или в Тушино бегала, чтобы не прогадать, чтоб повыгоднее устроиться.

Окончание Смуты (а этого не произошло, между прочим, 4 ноября) – праздник не народный, а праздник, скорее, династический. Уже в феврале 1613-го на престол всходит Михаил Романов. Кстати, его отец получил сан патриарха из рук Лжедмитрия II. Такая вот «принципиальность».

Еще одно замечание. Когда я был школьником, меня крайне удивило следующее. Несмотря на изгнание захватчиков, на Земском соборе в 1613 году рассматривались кандидатуры в том числе польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа… на наш престол.

XVII век – яркое подтверждение тому, что шторм Смуты привел Россию к отсрочке модернизации (до Петра I ждали масштабных подвижек). Причем спокойствия и умиротворенности не наступило.

«Бунташный век». Регулярные выступления населения против политики властей (Соляной бунт, Медный бунт, восстание Уса, Степан Разин). У нас частенько любят порассуждать сегодня по поводу рабского менталитета сограждан. Так это опять туда же. В 1649 году было принято Соборное уложение, которым крестьянство было окончательно закрепощено.

Я вовсе не утверждаю, что лучше бы нам было в Смутное время подчиниться полякам, перейти в католичество и стать «настоящими европейцами». Я предлагаю помнить, какие последствия были для народа, когда его победа была приватизирована властной верхушкой. Глядишь, поймем, что радоваться и лить слёзы умиления в день 4 ноября не к месту.

И еще немного фактов. 4 ноября (по новому стилю) был освобожден Китай-город. Торжественный вход войска Минина и Пожарского в Кремль был осуществлен 6 ноября. Из остальной Москвы и окрестностей выбивали незваных гостей вплоть до конца месяца.

Так что, откуда ушли, туда и пришли. 6 ноября, 7 ноября… Какие всё же замысловатые пересечения эпох.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции