От «пробника» до «консервов»

Кирилл Алексеев:
помощник депутата ЗакСобрания Максима Шевченко
Nikolenko
Размышления о провинциальном парламентаризме накануне 20-летнего юбилея Законодательного Собрания Владимирской области
ИСТОРИИ 25 марта 2014, 13:31 3 8912

27 марта 1994 года состоялись выборы депутатов Владимирской областной Думы. Именно так именовался высший законодательный орган региона в проекте.

За 20 лет работы в областном парламенте сменились спикеры, персональный состав депутатов, а главное, качественные характеристики депутатского корпуса.

За скупыми цифрами (отображающими число народных избранников и принятых ими законов) стоит важный пласт новейшей политической истории Владимирского края.

Сегодня мы имеем дело уже с шестым созывом областной легислатуры. Если он являет собой стадию консервации, то в случае с предыдущими пятью созывами картина разнилась. Собственно, поэтому имеется смысл делать экскурс.

Советская прелюдия

Законодательное Собрание Владимирской области появилось не на пустом месте. Последний созыв коммунистического облсовета уже отличался динамизмом. Его черты – многочисленность (200 депутатов), борьба «демократов» и «ортодоксов», новых людей и старой партийно-хозяйственной элиты. Ковались карьеры тех, кто в дальнейшем надолго задержится на региональном политическом небосклоне.

С разгромом системы Советов в сентябре-октябре 1993 года законодательная ветвь власти оказалась поверженной. Областной Совет народных депутатов распущен. Лишь в январе 1994 года были назначены выборы в облдуму.

Областная Дума предполагалась компактной – 21 депутат, избранный по одномандатному округу. По примеру Федерального Собрания первый созыв избирался всего на 2 года. Представители исполнительной власти, местного самоуправления получили право стать депутатами.

Итоги голосования были разочарованием для «демократа» Юрия Власова, стоявшего во главе региона начиная с 1991 года.

13 из 21 избранных парламентариев – команда «бывшего», партфункционера Николая Виноградова.

Это было тогда вторым электоральным фиаско первого постсоветского руководителя области. На выборах в Госдуму 12 декабря 1993 года в обоих округах, образованных на территории региона, победителями вышли «красные» – аграрий Геннадий Чуркин и коммунист Евгений Бученков.

На первом же заседании облдумы 11 апреля произошло переименование в Законодательное Собрание. Председателем был избран Никорлай Виноградов.

Наступательно-конструктивный «пробник»

Скромный срок полномочий – проба пера. Имелись все предпосылки для противостояния ЗС с администрацией. Парламент становился штабом антивласовских сил, рычагом для проведения необходимых решений. «Бортинженером», то есть главой аппарата, стал легендарный Юрий Фёдоров.

Заксобрание подтягивало к себе гражданское общество. В июне 1994 года была создана Общественная палата.

Важно, что парламентарии серьезно взялись за формирование каркаса законодательства Владимирской области. Был характерен конструктивный настрой.

Среди депутатов были Евгений Ильюшкин, Александр Синягин, Сергей Филиппов, Евгений Виноградов, которые и сегодня не нуждаются в представлении.

Парламент-сподвижник

На первых в истории прямых выборах главы региона победил спикер ЗС Виноградов. Заксобрание второго созыва было избрано уже в составе 37 человек. Председателем парламента стал Виталий Котов.

Триумф «своего» Николая Владимировича поменял место легислатуры в системе власти. В региональный парламент прошли единомышленники, лоялисты. Орган стал превращаться в придаток исполнительной власти. Несогласный издатель Сергей Казаков подвергался остракизму.

Среди победителей было и недопонимание. Спикер Котов старался отстаивать независимость, препятствовать тому, чтобы Заксобрание превратилось в контору, которая «подмахивает» нужные администрации законы и постановления. Борьба не принесла ему успеха. Административный таран Виноградова смёл его. В следующем составе Котов уже не стал председателем.

Депутаты второго созыва – знакомые лица: Анатолий Бобров, Евгений Лимонов, Александр Кирюхин, Юрий Клегг, Сергей Мамеев и другие.

Парламент – «принтер»

Третий созыв, избранный в декабре 2000 года, – апофеоз идеального (с точки зрения, исполнительной власти) законодательного органа. Механизм прохождения документов через ЗС был отлажен, сбоев не давал. Новый спикер Бобров справлялся с отведенной ему ролью.

Период 2000-2005 годов – очередной виток партстроительства. Возникла «Единая Россия». Но это обстоятельство мало повлияло на отношения депутатов. Фракции не образовывались. Голосовали дружно.

Возмутителями «тиши да глади» были только Казаков, Котов и Игорь Артёмов. Пиком их оппозиционности стал 2005 год. Они были теми тремя депутатами, проголосовавшими против наделения Виноградова полномочиями губернатора на третий срок.

Среди депутатов стоит отметить Сергея Сахарова, Сергея Бородина, Александра Горшкова, Алексея Мельникова, Ларису Горячеву.

Парламент – серединка на половинку

Четвертый созыв формировался по принципиально иной схеме. Число депутатов было доведено до 38 человек. Половина избиралась по партийным спискам, половина – по округам.

Общие результаты были таковы, что большинства не получалось ни у КПРФ, ни у «Единой России». В коалициях приняли участие одномандатники и три остальные прошедшие партии – «Российская партия пенсионеров», «Российская партия жизни» и ЛДПР.

Компромисс был найден. Председательское кресло сохранил коммунист Бобров. Синягин из первых замов превратился просто в зама. Первым замом стал лидер владимирской «ЕР» Владимир Киселёв. Еще одним замом от «ЕР» стал бывший вице-губернатор Евгений Завьялов. Комитеты поделили так, что поводов для обид не было. Членом Совета Федерации стал коммунист Ильюшкин.

Отличительная особенность – были образованы фракции. Их было две – «ЕР» и КПРФ. Коммунисты и «медведи» «соображали на двоих». Под фракции сделали аппараты, набрали большое число оплачиваемых советников. При этом не обошлось без «щепок»: отдельные депутаты были лишены помощников, работающих за плату.

Трансферты не были в диковинку. Шедший под флагом «пенсионеров» Валерий Аникеев оказался сначала с коммунистами, а под конец созыва перешел в «Единую Россию». Из КПРФ в «ЕР» переметнулась и ковровская одномандатница Наталья Половинкина. Либерал-демократ Владимир Куприянов влился в ряды «партии власти».

Два шанса стать парламентарием было у Юрия Фёдорова, тогда занимавшего пост зама губернатора – госсекретаря. У него было проходное место по списку КПРФ, но он отказался, а уже после ухода с должности (по возрасту) проиграл выборы в Меленковском и Гусь-Хрустальном районах претенденту от «ЕР» Николаю Мурашко.

Существенное отличие нового Заксобрания – первые столкновения между губернатором и «единороссами». Администрация области не получила права распоряжаться земельными участками на территории города Владимира. Избирательная комиссия была укомплектована таким образом, что коммунисты оказались в меньшинстве.

Несмотря на обострение конфликта с прибытием в регион Михаила Бабича, на крайний шаг «ЕР» не пошла: коммунисты сохраняли руководящие посты в структуре ЗС вплоть до конца созыва.

Нашли общий язык оппоненты и тогда, когда определяли методику распределения мандатов в следующем Заксобрании. Ввели метод делителей Империали. Схема его такова, что даёт преимущества крупным партиям.

Конечно же, областной парламент запомнился последним аккордом. 28 февраля (за один день до выборов) Законодательное Собрание утвердило Виноградова на четвертый губернаторский срок. Фрондёрство местных «единороссов» свернула воля федерального руководства.

Говорим - ЗС, подразумеваем - партия

Заксобрание пятого созыва, избранное 1 марта 2009 года, – первое, в котором партия («Единая Россия») получила квалифицированное большинство (11 мандатов по спискам и 16 мандатов по округам). Коммунисты были вторыми, но всего с семью мандатами (6 – по спискам, 1 – по округам). По одному дополнительному мандату «ЕР» и Компартия обязаны методу Империали, который обделил ЛДПР и «эсеров».

Спикером стал Киселёв. Бобров переместился вниз, на позицию заместителя. Синягин пошёл на понижение – из зампредов в руководители профильного комитета. КПРФ пострадала от того, что были ликвидированы аппараты фракций и урезано число советников фракций.

Очень быстро Заксобрание и администрация перешли в состояние конфронтации. Подобного давно не наблюдала ни область, ни страна. Депутаты от «Единой России» проваливали инициативы губернатора, преодолевали вето, наложенное Виноградовым на их законопроекты, даже выставили «неуд» по отчету губернатора в 2011 году.

Крупный скандал разгорелся и при создании Общественной палаты, которая была укомплектована проверенными кадрами, готовыми сражаться за «Единую Россию» и за Виноградова соответственно.

Свою роль ЗС укрепляло, переподчинив Счетную палату региона, сменив её председателя, сподвижника главы области Виктора Чечёткина.

Запомнилась и эпопея с «веселящим газом», который запретило Заксобрание, преодолело затем вето губернатора и отстаивало своё видение в судебных инстанциях.

Изюминка ЗС пятого созыва – это период 2012-2013 годов.

В связи с восстановлением прямых выборов руководителей субъектов Федерации целый год шла неофициальная предвыборная гонка. Запомнилось участие в ней Владимира Кисёлева. Усилилась его информационная активность, постоянно проводились встречи в районах области, повысилась узнаваемость не только в городе Владимире, но и за его пределами.

Публично о губернаторских амбициях не заявлялось. Тем не менее, на местах жители связывали серию вояжей именно с этим, имея возможность провести смотрины и даже сравнить, когда ту же тактику выбрал главный федеральный инспектор Сергей Рыбаков.

Парламент – закрытие

Вялая предвыборная кампания лета 2013 года имела своим результатом усиление позиций «Единой России» в депутатском корпусе. Во всех округах победила «ЕР». В сумме КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» заработали всего 6 мандатов, остальные 32 достались «партии власти».

В плане освобожденных должностей «оппозиционеры» не ущемлены. Бобров остался вице-спикером. Владимир Сипягин (ЛДПР) получает зарплату за работу на должности председателя комитета. Мог получить оплачиваемый пост и депутат от «СР» Дмитрий Павлов, но ему этого не надо было.

Тенденция в Заксобрании шестого созыва – встраивание коммунистов, либерал-демократов и «эсеров» в «хвост» нового губернатора. Персональный состав «оппозиции» там таков, что политическая инициатива начисто потеряна, а дальше ситуация будет лишь усугубляться.

Областной парламент вновь находится на этапе консервации. Одних это удовлетворяет, так как достигнут наивысший уровень управляемости. Других расстраивает, так как наметившаяся в 2012 году политическая «оттепель» закончилась даже не «оледенением», а глобальным «чавканьем».

Консервация или не консервация, но когда есть нечего, то и «консервы» подойдут.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции