Тренды-бренды, или Откуда пошли пешеходки

Полина Вахотина:
Букинист-культуртрегер
pollynesia
Обоснование гражданского протеста - культурология, маркетинг, история развития городов и многое другое против градостроительного волюнтаризма властей
ИСТОРИИ 24 апреля 2014, 19:57 13 8527

Что называется, почувствуй себя ренегатом. В то время, когда вся прогрессивная урбанистическая общественность проповедует ценности городских пространств для людей, пешеходных улиц, зон, всяких лавочек и уличных музыкантов, вдруг обнаруживаешь себя в числе тех, кто готов чуть не грудью пасть, чтобы не дать сделать в родном городе пешеходную улицу. И где? В историческом центре, где сам бог велел. И когда? Когда и губернатор, и мэры, и всякие прочие ветви власти хором за, а ты вместе с косным народом - против.

Ещё вчера я была бы счастлива узнать, что такие прогрессивные идеи в городе хотя бы понимают, не говоря уже о том, чтоб воплощают. А тут такие инициативы, а я чем-то недовольна. Может мы сами тут не знаем, чего хотим, или, может, по подлости натуры - хлебом не корми, дай попротестовать? Или пользы своей не видим и надо нам раскрыть глаза, дать почитать, что ли, Каца и Варламова, рассказать про Глазычева, Вучика и Лернера?

Не, не знаю, как остальные, а я вроде как не ренегат. Я всех этих читала и ужасно хочу для города всяких остроумных решений и всеми руками приветствую всякие новации в понимании городских пространств. Я фанат лавочек и фонарей, приветствую уличные кафешки, мне нравится, когда художники на улице, про музыкантов даже и говорить нечего. Конечно же, я давно мечтаю, чтоб у нас в городе был остров творчества, любви и уюта со всеми вышеперечисленными штуками. Но тренды трендами, а логику развития никто не отменял.

Немножко ликбеза. Пешеходные зоны в исторических центрах старых городов получались примерно так. Когда-то давным-давно была важная дорога, которая в городе вела из одного важного места в другое важное место. На этой дороге строились красивые и статусные здания, ставились хорошие едальни, магазины, к этому прирастала всякая инфраструктура людей искусства - театры, галереи и прочие культурные заведения. К 19 веку (где-то раньше) складывался симпатичный такой ансамбль. Потом с расширением города основные транспортные пути неизбежно переносились подальше, эта улица теряла транспортное содержание. Но оставалась культурной доминантой, и людей там было поэтому много. И в середине 20 века придумали вообще убирать с таких улиц транспорт, чтобы по полной использовать их культурный, туристический и торговый потенциал. В городах, где это сделано хорошо, получалась зона, приятная горожанам и туристам - погулять, сходить в театры-музеи, затариться сувенирами, пофоткаться, поглазеть на то, что город может предложить в виде уличных инициатив, покушать в правильном месте - то есть хорошо провести время для себя и с пользой для бизнеса и города.

Выглядит это обычно вот так:

peshescheme.jpg

Один из таких городов - Керчь. Это хороший пример, потому что Керчь, как и Владимир - редкой линейной планировки. Там пешеходная улица Ленина (бывшая Воронцовская) - это старая почтовая дорога на Феодосию от порта. С постройкой нового порта и других дорог - она утратила своё транспортное значение, зато приобрела статус любимой улицы керчан и гостей города.

В нашем же Владимире, к добру или к худу, транспортный поток пока что не переместился, и мы так и живём на тракте. И нигде, ни разу, ни в статьях, ни в опросах сведущих людей, я не нашла в истории прецедент, когда бы из актуальной транспортной артерии делали пешеходную улицу, не дождавшись, когда потоки перетекут куда-то, а просто перерезая её волевым решением. Сведущие люди недоверчиво улыбались или вертели пальцем у виска, литература и интернет хранили язвительное молчание, и обычный здравый смысл с ними соглашался.

Ещё момент. Пешеходные исторические улицы во всех местах, которые я видела, о которых читала или слышала - это по-прежнему дороги - капилляры, по которым перетекают не машины, а люди. От одного транспортного потока до другого, от одной достопримечательности до другой - и обязательно дальше, ещё куда-то попасть - гуляя, шопингуя, забредая в кафешки.

В этом смысле Большая Московская, перерезанная посредине - будет скорее тупиком, чем пусть и пешеходной, но дорогой. Турист, дойдя до Золотых ворот - куда пойдёт и зачем? Обратно он пойдёт, по ней же. А житель? Прогулявшись по пешеходному отрезку, мы попадаем на ту же транспортную артерию, которая была перерезана, в чём смысла немного, и значит, проще её вообще объехать. И значит, наша пешеходка будет не местом, через которое движется поток - а местом, куда надо прийти, как в парк, чтобы погулять и насладиться.

Можно ли создать такой мощный магнит, куда хотелось бы прийти? Ну, в принципе, всё можно сделать человеку, были бы средства и воля. Но по уму культурно-событийное наполнение - это только важный и приятный бонус к потоку. А если потока нет, то тут должен быть непрекращающийся вечный праздник, который, в принципе, тоже можно сделать, но о нюансах местной принудительно-добровольной художественной самодеятельности как-нибудь в следующий раз.

Вообще-то, наш город - не первый, в котором было решено, что модные веяния победят живой организм. Есть и другие города, где авторитарно были созданы неестественные для них штуки, хотя и не до такой степени, как планируется тут. Идиотизм везде разный, но общее есть - город рано или поздно отторгает то, что ему не нужно. В этом смысле можно было бы и не волноваться - но жалко троллейбус.

Тут надо особо отметить, что забота об общественном транспорте, а особенно о трамвае или троллейбусе, часть ровно того же тренда, что и пешеходные улицы. Те, кто заботится о комфорте людей в городе, о деавтомобилизации исторических центров, они электрический транспорт холят и лелеют изо всех сил. Обновляют парки, убеждают противников, создают группы фанатов, работают над имиджем и прочее всякое. В этом смысл идея, что надо вывести троллейбус из центра (и вообще фактически убить его в городе), чтобы сделать 500 метров пешеходки - это архитектурная шизофрения, натурально. Но в отличие от простого перекрытия дороги, которое можно потом отменить, восстановить троллейбусную инфраструктуру - это слишком дорого, и есть подозрение, что этого мы просто лишимся навсегда. Только потому и надо бороться с бредовыми идеями. Остальное - бог бы с ним.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции