Что мы потеряем с "Блинчиками"

Полина Вахотина:
Букинист-культуртрегер
pollynesia
В "Блинчиках" ведь что важно? Архитектурные достоинства, что ли? Да нет, не они. В них важен кусок истории, и ещё -  та самая тема преемственности и традиций, которые мы на словах готовы изо всех сил сохранять
ИСТОРИИ 4 июля 2014, 13:35 99 14959

Прочитала интервью мэра нашего Сергея Сахарова, где он, в частности, говорит о том, что с "Блинчиками" пора проститься, дескать всё течёт, всё изменяется, и не такая уж они ценность. Вот есть у нас соборы древние, церкви старые и ещё гражданская архитектура 19 века. Тем и гордимся, турист приезжает, смотрит, мы тут живём, детей растим, ощущаем связь, так сказать, времён. И вот - стоит стекляшка, построенная при Хрущёве, перестроенная пару раз уже, ничего особенного. Чего бы её не снести, а жителям - что жители, кому жалко, кому не жалко - обычное дело. Много чего уж снесли, и ничего.

Вообще мэру простительно - он политик и управленец, во всех сферах профессионалом не будешь. И то, что я сейчас напишу, ему должны растолковывать вообще-то наши музейщики, потому что это по их ведомству. Но у нас такие музейщики, что они  сами хотят "Блинчики" раскатать и поставить на их место смотровую площадку. Чтоб смотреть, понимаешь, на Клязьму, а то негде смотреть. А уж им растолковать - задача непростая, ибо сильны они и высокомерны, что твои тамплиеры, кто они и кто я. Но я попробую-таки. Не музейщикам, так нам всем. Потому что это про историю города и про то, что от неё остаётся и что с этим делать вообще.

В "Блинчиках" ведь что важно? Архитектурные достоинства, что ли? Да нет, не они. В них важен кусок истории, и ещё -  та самая тема преемственности и традиций, которые мы на словах готовы изо всех сил сохранять. Вот уже полста лет там делают блины. Причём последние двадцать лет - одни и те же люди. Скажите, мы можем похвастаться тем, что у нас где-то ещё сохранилась такая преемственность? Старые заведения советского общепита, которые чудом не исчезли - поменяли хозяев, концепцию, меню, дизайн. А "Блинчики" - стоят, как остров.

И я осмеливаюсь сказать, что это непритязательное заведение - памятник культурного наследия, скорее нематериального свойства, хотя и материального тоже. Поэтому не столь важно, как именно выглядит этот павильон, нечего цепляться к его образу и делать вид, что мы именно его и хотим сохранить.

Поэтому, если б я была волшебником, или мэром, или музейщиком, то я бы сделала так: я бы вместе с архитекторами (хорошими!) подумала, как бы могло выглядеть это место. Собственно, концепции две. Найти фото, как павильон выглядел при постройке и придумать, как в дизайне приблизиться максимально к изначальному. Или придумать вообще другой, новый дизайн, с коннотациями к той эпохе. И дальше - красиво обыграть эту самую традицию. Поставить там табличку - что тут "те самые" блины, которые тут ели при Хрущёве, Брежневе и далее по списку. Сделать там же - можно на улице - экспозицию про советский общепит и эпоху.  И про церковь, что тут была. Поставить памятник советскому блину, наконец. Сделать так, чтоб эта площадка была европейской и современной, с туалетом и вай-фаем - но в центре те же тётеньки и те же блины. Вот и будет концептуальный туристический объект. То есть - музеефицировать место, но в современном понимании этого слова. Ибо бытовая живая история - это чуть ли не самое интересное, что есть сейчас вообще. Неужели надо что-то насмерть сломать, чтоб потом восстанавливать это в пыльных музейных залах в фотографиях и воспоминаниях, а ещё - делать псевдо-те-самые едальни для туристов, фанерные подделки - когда оно вот есть, и теперь живое, и всего-то надо - это оценить, бережно окультурить и сохранить?

Музейщики говорят - не имеет ценности.. Но что же тогда ругать коммунистов - они сносили церковь, которая тоже не имела исторической ценности, таких церквей было множество по России. Может быть, такое отношение - просто у нас в крови? Жалко, если так.

Мы так лихо избавляемся от того, что не требует никаких глобальных вложений и трансформаций, мы просто позволяем исчезнуть, не умея разглядеть зёрна ценности. Пожалуйста, давайте ценить то, что почему-то сохранилось тут само, а феномен Блинчиков в том, что они - просто были и как-то уцелели, а не в том, что кто-то специально их делал такими историческими. Они чудом избежали приватизации, и консервативность города послужила во благо - на них не сваливались эффективные менеджеры, модные дизайнеры, бесконечные арендаторы. Они просто продолжали быть тем, кем были. И, в отличие от "Липок", "Рябинки" - уцелели. А между прочим, и "Липки", и "Рябинку" до сих помнят горожане!

И ещё по поводу того, что это не такое уж "культовое" место, что там не толпятся туристы. А что, где-то они толпятся, кроме как там, куда их гуртом приводят? Но, поверьте, есть люди, которые ценят "Блинчики" - из разных городов и стран. Я там слышала и японскую речь, и английскую... Я  лично знаю людей искушённых, даже избалованных, которые каждый приезд в город интересуются, на месте ли "блины".

Помню, читала про французское маленькое семейное кафе, в котором 300 лет делали омлет. Как это было подано, как восхищались журналисты - вот это традиции! 300 лет, на одном месте, один и тот же омлет, вот это да! Друзья - да ведь у нас есть неплохой задел для восхищения. Причём восхищаться начнут гораздо раньше. И уверяю вас - если мы сохраним Блинчики, то через 20 лет это будет - единственный средовой (то есть реальный, а не восстановленный и не придуманный) объект в городе, жемчужина среди объектов середины-конца 20 века. Ибо других уже совсем не останется, и не только у нас. Давайте же хранить и преумножать! Ломать всегда найдётся кому и без нас.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции