Рентабельность аптечного бизнеса с 2007 года по настоящее время упала с 3,4% до 2%. Эту информацию сообщил руководитель ассоциации «Аптечная палата Владимирской области» Валерий Петряев, выступая с докладом о проблемах регионального рынка медикаментов на общественных слушаниях по актуальным вопросам лекарственного обеспечения в 33 регионе.
Стоит оговориться, что Петряев озвучил эти сведения исходя из мониторинга деятельности аптек, входящих в ассоциацию. Это 159 «точек», которые принадлежат 17 юридическим лицам, контролирующим 20% рынка медицинских препаратов Владимирской области.
Петряев подчеркнул, что все эти организации зарегистрированы во Владимирской области, здесь же получали лицензию, работают «в белую», и находятся в тесном контакте с департаментом здравоохранения.
«У нас по-прежнему телевидение говорит, что торговля таблетками - это вторая вещь по рентабельности после торговли наркотиками. Это заблуждение, - заявил Петряев. - С 2007 года в рамках Аптечной палаты я провожу мониторинг рентабельности аптечного бизнеса, того, который объединился, за другой я отвечать не могу. Могу сказать так, что рентабельность аптек с 2007 года упала с 3,4% до 2%. Три аптечных сети, входившие ранее в Аптечную палату разорились, их перекупили или они просто перестали существовать. К сожалению, рентабельность падает, и она упала до того уровня, что всеми нашими сетями уже интересуется наша уважаемая налоговая инспекция. Говорят нам: «Вы скрываете доходы». То есть, если департамент цен и тарифов у нас не выявил завышения цен, то налоговая инспекция у нас ищет занижение доходов и направляет проверки».
Валерий Петряев категорично заявил, что в росте цен на лекарственные препараты нет «заслуг» аптек, входящих в областную Аптечную палату. Речь, прежде всего, идёт о жизненно важных медикаментах, предельная наценка на которые устанавливается губернатором. Но это также касается и препаратов, стоимость которых не регулируется государством:
«6 февраля мы давали в администрацию Владимирской области справку по не жизненно важным препаратам. Установлено, что в аптеках наценка не повышена, она осталась в прежних процентах. Цены повышали или производители, или импортёры, или те посредники, которые поставляют эти препараты нам во Владимирскую область. К сожалению, это так. То есть, мы получаем во Владимирскую область препараты уже по повышенным ценам. Заслуги в повышении цен наших аптек нет».
Председатель областной Аптечной палаты заявил, что ограничения в наценках на жизненно важные препараты приносят членам ассоциации убытки в размере 3%. Эти потери закладываются в цены на все остальные медикаменты. Петряев подчеркнул, что часто аптеки устанавливают наценку на жизненно необходимые лекарства ниже, чем разрешено губернатором, но люди всё равно недовольны:
«Очень часто наши аптеки объявляют врагами нашего народа. Опыт работы показывает, что это далеко не так, - заявил Валерий Петряев. - Зачастую клиенты устраивают скандалы в аптеках, и только попросишь их письменно объяснить свои претензии, в 99% случаев это заканчивается тем, что клиент уходит. Если клиент что-то пишет на бумаге, то на это всегда следует реакция. К сожалению, крика много, но до бумаги дело не доходит. Есть зарегистрированные цены. Приходит клиент в аптеку и начинает кричать: «Ой, цены высокие!». Показываешь, ему на компьютере, вот, условно говоря, разрешённая цена на этот препарат 500 рублей. Он стоит 490. Что вас не устраивает? «Всё равно цены высокие!». Мы объяснили всё со своей стороны, но клиент по-прежнему остаётся недовольным».
Руководитель Аптечной палаты Владимирской области заявил, что ситуация на рынке медикаментов должна «устаканиться» к лету, но при условии, что отрасль без потрясений пройдёт март и апрель. Положение осложняется тем, что поставщики медикаментов перестали отгружать товар по отсроченным платежам:
«Это первый удар по экономике аптек. Если раньше товар давался на отсрочку на два месяца, и поставщики терпели до шести месяцев, то сейчас этого нет. Если ты заплатил миллион, то тебе дают товара на миллион. Для многих аптек это близко к приговору. Наступит лето, и товарооборота у них не будет. Конечно, сейчас вернутся к отсрочке, но существует другая проблема. Очень многие поставщики из-за нестабильности курса ждут понижения, и не закупаются импортными препаратами. Как бы нам дожить до весны, когда основной спрос будет? Но если пройти март и апрель, то к лету все стабилизируется».
Кроме этого Валерий Петряев описал проблемы аптечного рынка, которые носят глобальный характер. Вот некоторые из них.
ПОСТАВЬТЕ ВСЕХ В РАВНЫЕ УСЛОВИЯ
«К сожалению, из поля зрения наших контролирующих органов зачастую выпадают аптеки, которые получили лицензию за пределами Владимирской области. Нам бы хотелось прежде всего обратить внимание на то, что в этих аптеках зачастую работают не специалисты. Если вы приходите в аптеку и хотите получить хорошую фармацевтическую помощь, помните, что, если вам её оказывает квалифицированный работник, провизор, фармацевт - это одно. Если это медсестра, которая когда-то получила какой-то диплом, дай Бог, чтобы она хорошо училась, но, практика показывает, что часто они относятся к учёбе формально, то вы можете получить вместо помощи определённый вред. Часть аптек сегодня, к сожалению, платит зарплату в серую. Сами понимаете, что экономическая ситуация в данных аптеках лучше, чем в тех аптеках, которые платят все налоги и все деньги во все фонды. Соответственно, «серые» схемы позволяют каким-то образом держать цены, может быть, даже ниже, но они, в принципе, попадают под наше уголовное законодательство. Хотел бы, чтобы проверки проводились и с этой точки зрения, чтобы игроки на рынке были в одинаковых условиях».
НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ НА РЕКЛАМНЫЕ ТРЮКИ
«Мы пытались порой обратить внимание нашей прокуратуры и наших антимонопольных органов на недобросовестную рекламу. Вы часто встречаете в своих ящиках рекламу препаратов. Не будем называть сеть, не будем создавать ей рекламу, она разбросала огромное количество листовок с рекламой препаратов, часть из них были рецептурные. С каким трудом я заставил одного пенсионера написать жалобу. Рецептурные препараты нельзя рекламировать ни в каких социальных сетях, ни в каких газетах, нигде! Мы об этом должны помнить. Рецептурные препараты имеет право выписывать только доктор. Все на это смотрят сквозь пальцы, и прокуратура, и антимонопольный комитет. Никто следственными действиями не занимается. Мы написали заявление, не знаю, может быть, кто-то какие-то меры примет».
ПРОДАВАТЬ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ - НЕ ВЫГОДНО
«У нас есть аптеки, которые занимаются обеспечением населения сильнодействующими наркотическими лекарствами. Наценка даже в 1000% не покроет издержки по содержанию комнат для их хранения и затраты на все меры, связанные с лицензионными требованиями. Поверьте мне, эти аптеки выполняют огромную социальную функцию. Вы помните, в свете последних решений кто-то покончил жизнь самоубийством из-за того, что не мог получить медицинскую помощь. Так сложилась ситуация, и эти аптеки вынуждены покрывать свои издержки, в первую очередь, за счёт не жизненно важных лекарственных средств».
ОТКРОЙТЕ ГРАНИЦЫ
«Хотелось бы ещё отменить уголовную ответственность за частный ввоз в Россию препаратов, которые здесь больше купить нельзя. С этим предложением мы тоже будем выходить на федеральный уровень. Сейчас вот в социальных сетях и в различных фармацевтических организациях обсуждается вопрос отмены уголовной ответственности за ввоз препаратов, которые были когда-то зарегистрированы в России, и регистрация которых на настоящий момент, по разным причинам, отменена. Это вопрос очень важный, может снять социальную напряжённость. Поверьте мне, огромное количество народа ищет препараты, которые уже у оптовиков отсутствуют. Пытаются найти это у людей, которые ввозят это, к сожалению, в частном порядке».
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НЕ БУДЕТ?
«На протяжении последних 25 лет, как я занимаюсь медикаментами, я наблюдал за разрушением наших фармацевтических предприятий. Кто ездит в Москву, наверное, видел такую вывеску «Акрихин». Это был огромный завод, который выпускал около 80 видов разных субстанций для препаратов. Сейчас от завода осталась добрая память. Там стоят станки, которые штампуют таблетки из непонятных субстанций. Своей субстанции на «Акрихине» уже нет. Всё, что было для производства стратегически важных субстанций, к сожалению, продано в утиль, на цветной металл. Может быть, наше государство, обеспокоенное проблемой импортозамещения, на какой-то площадке начнёт выпускать субстанции, без которых реально никакого импортозамещения нет. Вы прекрасно знаете, что большая часть наших медикаментов выпускается из импортной субстанции. Порой эта субстанция не проходит должной очистки, она приходит сюда довольно грязная, порой даже таблетки ввозят в больших упаковках, здесь их фасуют. Порой приходят таблетки уже расфасованные, на них просто ставят штамп «Сделано в России». Я не думаю, что я для кого-то открыл здесь Америку».