zebra-tv.ru/novosti/biznes/biznes-gotovyat-k-onlayn-kontrolyu/

Бизнес готовят к онлайн-контролю

Малый бизнес Владимирской области, обязанный по новому закону закупать дорогостоящую кассовую технику с выходом в интернет, грозит массовым уходом с рынка к лету 2018 года
21 октября 2016, 09:34

Управление налоговой службы по Владимирской области начало проводить в регионе встречи в местах массовых скоплений предпринимателей (рынки, торговые центры, крупные сетевые организации) с целью разъяснения бизнесменам и частным предпринимателям положений Федерального закона № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ», принятого Государственной Думой в середине лета.

Согласно принятому Госдумой документу, с 1 июля 2017 года все предприниматели России должны перейти на новое оборудование - так называемые онлайн-кассы, автоматически передающие данные о каждой покупке через интернет в налоговую службу. Кроме того, в ближайшее время вся реализуемая продукция должна будет чипироваться, а потребитель сможет запросить у продавца переслать ему чек, например, на мобильный телефон.

Внедрение технического нововведения идет не без сложностей: техустройства до конца еще не разработаны, и их стоимость, соответственно, неизвестна. Более того, не самые продвинутые регионы России, в том числе и Владимирская область, в ближайшее время столкнется с тем, что новые кассы «не будут ловить сеть» в целом спектре «слепых зон», об устойчивом приеме интернет-сигнала в которых можно только мечтать.

По словам председателя регионального объединения «Опора России» Екатерины Краскиной, федеральный центр отдал решение интернет-проблемы на откуп регионам: местные власти должны утвердить список территорий, где внедрение новой техники невозможно. Согласно новому закону, в этом случае онлайн-отправка данных о продажах в этих местах будет необязательной.

Но во Владимирской области с составлением перечня «слепых» для интернета зон вышла загвоздка. Краскина поясняет, что местное управление компании «Ростелеком» наотрез отказывается признавать, что в части территорий Владимирской области интернета просто нет:

«Особенно это актуально для небольших городов - Гороховец, Меленки. Там интернета практически нет, либо он настолько медленно работает, что какие там онлайн-кассы. А новая касса только один день будет держать информацию. Региональным властям дано право устанавливать перечень мест, труднодоступных для интернета. Но у нас в регионе такой перечень пока не установлен, потому что, по данным «Ростелекома», интернет у нас есть везде.

Понятно, что и департамент развития предпринимательства, и сами предприниматели понимают, что это полная чушь. И сейчас мы вместе думаем, как точно определить, в каких поселениях и районах интернета нет, или он работает абсолютно некачественно. Причем, здесь речь идет и об онлайн-кассах, и о системе ЕГАИС — при попадании в «слепую зону» ЕГАИС согласно закону тоже можно не использовать».

Еще более сложная ситуация складывается с необходимостью покупки онлайн-касс и устройств для чипирования продукции не только теми предпринимателями, которые уже работают с кассовой техникой, а всеми без исключения участниками рынка — в том числе бизнесменами, работающими на «вмененке» (ЕНВД - единый налог на вмененный доход) и патентной системе налогообложения. Норма закона, обязывающая раскошелиться весь малый бизнес на покупку дорогостоящего оборудования, вступает в силу уже через полтора года - в июле 2018.

О том, что их ждут кардинальные перемены, владимирские предприниматели, освобожденные от ежедневной необходимости отчитываться перед государством об обороте своих средств, в эти дни узнают от сотрудников налоговой службы, выезжающих к ним в рамках информационно-консультативных мероприятий.

По информации Зебра ТВ, встречи с индивидуальными предпринимателями в местах массовой торговли проходят довольно болезненно. Например, настоящий скандал на днях разразился на рынке «На Чайковского», где после того, как людям озвучили ориентировочные суммы предтоящих траты (называются суммы от 70 до 200 тысяч рублей), дошло до того, что владеющие торговыми точками люди начали рвать и топтать висящий на стене рынка портрет одного их депутатов Госдумы.

«Мы их выбираем, а они такие законы принимают? Они что, с ума сошли?», - возмущается продавщица молока на рынке «На Чайковского».
«Да, те, за кого мы голосовали, они и приняли эти законы. Только их там не было никого. Голосовало всего 58%, поэтому они и молчат все. На рынке «На Чайковского» нет ни одного предпринимателя, желающего поставить этот кассовый аппарат. Если нет денег в бюджете, давайте мы им по 20 тысяч сложимся и отдадим. Потому что эта история, которую они сейчас затеяли, абсолютно без успеха», - отвечает, фасующая крупу, частный предприниматель Светлана Борзова.
«90% предпринимателей, которые здесь торгуют, сейчас за прилавками сами стоят. Понятно, что все накинулись на этого бедного молодого человека из налоговой. Он бедный, стоит, глаза потупил», - делится впечатлениями о встрече с фискалом торгующая «молочкой» Наталья Алимова.

По словам предпринимателей, большинство из которых работает сами на себя, то есть сами закупают товар, сами стоят за прилавком, сами ведут отчетность и сами платят налоги, после вступления в силу нового закона, они вынуждены будут покинуть насиженные места.

Во-первых, затраты на приобретение нового оборудования кажутся им совершенно космическими. Стоимость каждой кассы от 20 до 70 тысяч рублей. Но к ней необходимо будет докупать массу другого оборудования - устройство для чипирования продукции, специальные подключаемые к новым устройствам весы, расходные материалы и программное обеспечение. Все это, судя по всему, выльется в весьма приличные для индивидуальных предпринимателей деньги.

Во-вторых, стоящие за прилавком предприниматели считают, что осуществлять чипирование продукции, особенно весовой, фасующейся на рынке по запросу покупателей, попросту невозможно.

«Сейчас в основном сами хозяева стоят за прилавками. Продавцов держать уже не на что - доход частного предпринимателя сократился в два раза. Они нам говорят,что крупные сети платят. Они и правда считают, что вместо рынка лучше поставить сеть? А мы сейчас на налоги и так отдаем больше половины своего дохода. Они не ищут у магнатов - они ищут у нас. Вы представляете, это мне нужно самой все взвесить и прочипировать? Это вообще нереально. В банках и то постоянно все зависает. А у нас здесь рынок. Вы представляете, сколько людей через нас проходит? У нас и свет-то постоянно выключают. А тут - вай-фай! Работа будет парализована тут же. С банковскими картами работать надо. А как нам, например, возврат списывать? Это будет кошмар. Поэтому нам придется каждый день перебивать, а потом каждый день отчитываться, по какой причине ты это все сделал», - говорит частный предприниматель Наталья Алимова.
«Я занимаю 5 квадратных метров, у меня весовая продукция, которая взвешивается по 200-300 граммов, а то и по 100 граммов, например, манная крупа. И ставить такой аппарат, покупка и обслуживание которого может обойтись в 200 тысяч рублей? Да если он еще и сломается. А вы знаете, что поставщики каждый день меняют цены? Это мне надо каждый день все заново перебивать и каждый раз еще указывать, почему ты это сделал. У меня же нет специального человека, который занимается приемкой и отпуском товара, бухгалтерией, я - одна. А как работать тем, кто торгует теми же овощами, я вообще не понимаю. Ведь если что-то сделал не так - будут штрафы большие давать. Я считаю, что мне придется закрыться. И таких, как я, по рынку очень много - людей, которые только выживают сейчас», - вторит своей соседке Светлана Борзова.

Еще один продавец из молочного отдела Елена Кошелюк уже собралась уходить в уборщицы:

«Нам и так сейчас аренду хотят на 20% поднять. Я пенсионный налог плачу. Теперь еще и это. Какой нам смысл работать вообще?У меня уже и так голова «вот такая» сделалась. Наш дохода сейчас - на хлеб без масла. Полы пойду мыть. Мало им, что налоги на дома и квартиры подняли».

Закупить дорогостоящее оборудование придется всем бизнесменам, платящим налоги по системе ЕНВД. По данным регионального управления налоговой службы, сейчас на «вмененке» во Владимирской области находится 3 тысячи 875 юридических лиц, 23 тысячи 379 индивидуальных предпринимателей (ИП) и 1 тысяча 194 предпринимателя, перешедших на введенную недавно патентную систему налогообложения. То есть, всем этим предпринимателям Владимирской области придется купить минимум 30 тысяч новых онлайн-касс. А если учесть, что, у некоторых бизнесменов не одна, а несколько «точек» продаж, то куплено аппаратов должно быть больше.

Бизнесмены с рынка «На Чайковского» говорят, что лишних денег на оборудование у них нет — все обязательные траты им придется заложить в стоимость товара, цены на который и так растут каждый день:

«Вы представляете, как цены взлетят, если на самом деле после этого кто-то останется?

Сколько надо потратить на оборудование, а потом эти деньги отбить. И еще как-то выжить на этом деле. Конечно, это не нереально, нам всем придется уйти».

Предприниматели считают, что такие действия руководства страны нельзя считать чем-то иным, как стремлением «изжить» малый бизнес. Мол, новый закон полностью перечеркивает все заявления о том, что в кризис оставшиеся без работы люди могут идти в малый бизнес. Например, не так давно для облегчения работы частников была введена патентная система налогообложения, предполагающая внесение ежегодных разовых платежей. Теперь же власти накладывают на «малышей» массу непомерных финансовых и бюрократических обязательств, способных полностью парализовать их работу.

«Зачем они все это делают - непонятно. Потому что я, например, считаю, что сейчас плачу гораздо больший налог, чем тот, который они с меня взяли бы, зная мой доход. Сейчас, например, я стабильно плачу 2 тысячи рублей в месяц. А если они будут брать с меня по моему настоящему доходу, они будут собирать еще меньше. Мне, чтобы 100 рублей заработать, надо продать 10 килограммов макарон. Так тогда для чего они все это делают?», - недоумевает предприниматель Светлана.

Изменение законодательства не предполагает изменения существующих систем налогообложения, по крайней мере, в ближайшем будущем. Собираемая с предпринимателей онлайн-отчетность вводится исключительно для того, чтобы государство могло оценить «объем неучтенного нала». Однако получается, что оценивать рынок планируют за счет его же участников.

Правда, федеральной казне тоже придется раскошелиться на реализацию новых задумок. Налоговики уже заявили, что не смогут «переварить» весь объем информации, который грозит на них свалиться. Поэтому принимать, систематизировать и передавать в ФНС данные об объемах продаж будет специальные операторы - так называемые, операторы фискальных данных, - сообщает РБК.

Повлияет в итоге полученная информация на смену режимов налогообложения - пока неизвестно. По словам председателя регионального отделения «Опоры России» Екатерины Краскиной, занявшей в этой истории исключительно прогосударственную позицию, нововведение понятно и вполне объяснимо:

«По большому счету, понятно, для чего это вводится. Это учет наличного оборота как такового, потому что сейчас стало очень много неучтенки, черного нала, серых схем и так далее. И если мы посмотрим всю налоговую политику нашей страны, которая сейчас систематизируется и совершенствуется, то поймем, что вся она направлена на вывод бизнеса из тени, на легализацию бизнеса. Это четкое налоговое администрирование, четкий налоговый контроль. И эти кассы, прежде всего, направлены на это: чтобы появился очень четкий учет всех направлений бизнеса. Например, у нас есть очень спорный вопрос, касающийся единого налога на вмененный доход. Кто-то говорит, что он нужен, кто-то - что нет. Кто-то говорит, что он предполагает слишком большие суммы, кто-то говорит, что - мизерные. И вот как я, например, с точки зрения законодателя, могу определиться — оставлять этот налог или нет? А оборотку по предпринимателям не поймешь — что у вас там в действительности. Потому что ЕНВД не зависит от дохода: предприниматель платит независимо от того, какие у него обороты, и есть ли вообще. И поэтому для того, чтобы принять решение по этому налогу — полной информации нет. А эти кассы дадут возможность определить именно это — какие суммы проходят по малому бизнесу, и что делать дальше с налогообложением».

Екатерина Краскина поясняет, что еще одна задача, решаемая обязательным введением онлайн-касс - это вовлечение покупателя в систему гражданского контроля:

«Каждый простой покупатель будет получать кассовый чек, который может быть перекинут ему в электронном виде даже на мобильный телефон. И если у кого-то будет жалоба по стоимости или по качеству товара, он может в электронном виде подать жалобу в соответствующие органы, в налоговую службу, а в дальнейшем в Роспотребнадзор. Это такая мощная система, которую сейчас вводит государство. И она гораздо более глубокая, чем то, о чем сегодня говорят предприниматели».

На вопрос о том, не считает ли глава региональной «Опоры России», что очередное резкое изменение правил игры, сопряженное с финансовыми и ресурсными тратами, идет вовсе не на пользу российскому бизнесу, и так с трудом переживающему кризис, Краскина отвечает так:

«Понятно, что будет полная переделка взаимоотношений внутри малого бизнеса, оптимизация не оптимизация, но перестройка - точно. И, конечно, это определенные расходы для предпринимателей. Но к какому они приведут эффекту? Эффект, которого хочет государство, мне понятен. И учет налички как простому человеку мне тоже понятен. Представляете, если бы вы управляли каким-то наличным оборотом, а кто-то у вас это постоянно отбирал. А любые улучшения - это изменения. Прогресс не стоит на месте, он двигается. Сейчас - кризис и период изменений. И из него нужно выходить. Выходить можно разными путями, в том числе и переделывая те условия, в которых работает бизнес».

Екатерина Краскина пояснила, что в ближайшие полтора года есть возможность доработать закон, в том числе, например, исключив необходимость установки кассовых аппаратов для индивидуальных предпринимателей, торгующих продукцией с собственных приусадебных участков:

«Если речь идет именно про микробизнес, наверно, надо, чтобы он был освобожден от этих кассовых аппаратов. Наверное, это, действительно, нецелесообразно. Если там не проходят такие огромные суммы, то такие траты ни к чему».

На вопрос о том, во сколько по ее мнению, обойдутся бизнесу нововведения, глава отделения «Опоры России» во Владимирской области затруднилась ответить, но подчеркнула, что у предпринимателей будет возможность вернуть часть этой суммы.

На возможность компенсировать часть понесенных предпринимателями затрат обращает внимание и начальник управления налоговой службы по Владимирской области. Сергей Кошелев пояснил Зебра ТВ, что согласно тексту нового закона 18 тысяч рублей с покупки каждого комплекта оборудования по итогам года будут вычтены из суммы начисленного предпринимателю налога.

Главный фискал 33 региона рассказал, что тоже поддерживает намерение властей создать систему учета в неконтролируемом раньше наличном обороте денежных средств. Сейчас сотрудники налоговой службы прикладывают массу сил для того, чтобы предупредить о грядущих изменениях всех участников рынка. Встречи с предпринимателями, по словам главы управления налоговой службы по Владимирской области, специально проводятся заблаговременно, чтобы они могли заранее подготовиться к ожидающих их переменам.