Бизнесмены прячутся от власти

Предприниматели Владимирской области отнеслись к бизнес-переписи 2016 года без энтузиазма и не спешат раскрывать данные о себе
Новости Автор: 27 января 2016, 16:44 21 3928

«Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» 2016 года по итогам деятельности за 2015 год переходит в активную стадию. До 1 апреля 2016 года в России планируется обследовать около 6 миллионов 350 тысяч бизнес-субъектов, из них 60 тысяч во Владимирской области. В их число должны попасть 23 тысячи малых и средних предприятий и почти 39 тысячи индивидуальных предпринимателей Владимирской области.

У деловых людей собрались поинтересоваться фактическими адресами ведения бизнеса, видами осуществляемой деятельности, выручкой, расходами, стоимостью основных средств, размерами инвестиций в основной капитал, числом работников, фондом оплаты труда, господдержкой. Специально для отчетов были разработаны единовременные формы наблюдения.

Власти декларируют, что перепись проводится исключительно для блага самих же бизнесменов. С помощью собранной статистической информации государство собирается оценить реальное состояние предпринимателей средней и малой руки, которым, как говорят на самом верху, отводится «одна из основополагающих ролей в процессе восстановления экономики от последствий кризисных явлений». Достоверные и полные статистические данные должны помочь властям спрогнозировать дальнейшее развитие бизнеса и разработать действенные меры государственной поддержки.

Однако представители малого и среднего бизнеса Владимирской области, похоже, такую заботу о себе восприняли без особого энтузиазма. 27 января руководитель Владимирстата Александр Быков подвел промежуточные итоги сплошного наблюдения.

byikov_stat.jpg Александр Быков

Быков отметил, что работа с бизнес-сообществом для статистиков легкой никогда не была. Собирать достоверные сведения мешает низкая отчетная дисциплина предпринимателей и их скептические настроения. Из-за высокой мобильности бизнесменов, например, в прошлую бизнес-перепись 2010 года Владимирстат, рассылая опросные бланки по почте, столкнулся с проблемой огромного возврата «опросников». Чтобы этого не повторилось, решили пустить по имеющимся адресам юридических лиц так называемых регистраторов - временных работников, которые вручали бизнесменам статистический инструментарий.

Результаты этих обходов для Владимирстата оказались не очень утешительными. Из 23 тысячи малых и средних предприятий было найдено только 11,5 тысяч юридических лиц. Около 6,3 тысяч малых предприятий по заявленным адресам обнаружены не были. Среди них есть фирмы, которые просто прекратили свое существование, но не сообщили об этом ни в налоговую службу, ни в органы статистики.

«Ровно половину нашли. Из этой половины часть откажется отвечать. Часть - даст неверные сведения. И что мы получим для правительства Российской Федерации? Абсолютно не то, что мы хотим. Потом сами же предприниматели будут жаловаться, что помощь им не оказывается, что грантов не дают, помощь дается не туда, не тем, на та. Очень много говорится, что нашим бизнесменам оказывается большая поддержка. Ну и пусть они скажут - чего им на самом деле оказывается. К сожалению, наши предприниматели крайне инертны в этом отношении. Все говорят, что ничего не будут давать, все равно ничего не изменится», - заявил Александр Быков.

Особо руководитель Владимирстата отметил, как бизнесмены встречали регистраторов. Ни доброжелательности, ни готовности идти на контакт они не встретили. Были случаи, когда деловые люди банально пытались скрыться от регистраторов, отказывались принимать опросники, прятались за закрытой дверью, выражались весьма нецензурно.

Быков объяснил такое поведение бизнесменов психологическим состоянием народа, состоянием российской экономики, санкциями, тем, что жить «становится сложнее», неверием в «быстрые позитивные изменения». Отметил руководитель Владимирстата и патологическую боязнь бизнесменов раскрывать свои данные:

«Очень боятся сообщать о выручке. Непонятно, выручки то чего бояться, мы же не прибыль спрашиваем. Мне идут звонки: три или четыре человека за последнее время мне звонили: на каком основании вы выручку требуете, это коммерческая тайна? Росстат гарантирует сохранение и коммерческой, и государственной тайны. Для этого есть все возможности. Полная конфиденциальность данных гарантируется. Мало того, по федеральному закону, мы и не имеем права эту информацию никому давать. Даже ФСБ и судам. Ее требовать даже никто не имеет права. Бояться, что мы эту информацию бандитам отдадим или в налоговую - это просто глупо».

Всем, кому статистический инструментарий в декабре вручить не удалось, формы наблюдения были направлены почтой. Особой надежды на то, что все малые и средние предприятия Владимирской области окажутся законопослушными и пришлют заполненные опросники, во Владимирстате не испытывают.

Тем не менее, Александр Быков напомнил, что просто так проигнорировать бизнес-перепись предпринимателям не удастся. Обязанность предоставлять данные статистикам предусмотрена федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики РФ». За уклонение от участие в переписи предусмотрена административная ответственность, которая в 2015 году была ужесточена. Для юридических лиц непредоставление или несвоевременная подача статистических данных, а также их недостоверность, карается теперь штрафом от 20 до 70 тысяч рублей. При повторном нарушении - от 100 до 150 тысяч рублей.

Руководитель Владимирстата отметил, что штрафовать всех подряд у него желания нет:

«Этот закон не говорит о том, что мы сейчас накинемся и пойдем штрафовать. Нет такой задачи. И нет у меня желания наказывать наших предпринимателей. Жизнь достаточно тяжелая. Но есть отдельно взятые одиозные ребята. Этих хамовитых представителей бизнеса мы обязательно поставим строем и накажем рублем».

Статистики просят тех бизнесменов, которые в силу каких-либо причин не получили писем с формой наблюдения, обратиться во Владимирстат и заявить о себе.

Срок представления сведений участников бизнес-субъектов – до 1 апреля 2016 года.