Отправляемся в Ковров, чтобы узнать, как за 5 лет совершить прорыв в развитии, начиная от простой перепродажи фанеры до её производства и последующей глубокой переработки.
Вадим Иванович родился в Москве, долгое время работал на деревообрабатывающем предприятии в Вологодской области, а затем переехал в Ковров. Он встречает нас в кабинете и рассказывает, как создавалась компания:
Выходим из офиса на территорию завода, всюду видим порядок. Вдоль забора предприятия высится склад березового фанерного кряжа, который называют «биржа». Здесь бревна сортируют и рядом очищают от коры.
Неподалеку в производственном помещении из заготовок лущат шпон. Далее в соседнем цехе шпон сушат. Из склеенного и отформатированного в размер шпона и производится фанера.
Прочная фанера с отличными характеристиками получается исключительно из российской березы. Да и по запасам березы мало какая страна может сравниться с Россией. Так что российская фанера такой же экспортный бренд на Западе, как чёрная икра, вологодское масло и российская нефть.
Вадим Шмаков приводит интересные цифры. В 1999 году, когда он начинал работать с фанерой, в стране выпускали 1 млн м3 этого стройматериала, а в 2019 году цифра выросла до 4 млн м3. Крупные комбинаты советских времен и с устаревшим менеджментом уступали в конкуренции небольшим клиентоориентированным производствам. Одним из таких предприятий как раз и стал «Новый Ресурс». Справедливости ради, надо отметить, что рос и сам рынок. Новые игроки российского рынка открывали ранее неизвестные направления.
Мы заходим в новый цех, он заработал только в 2020 году. Здесь из фанеры вырезают круглые фланцы для электрокабельных катушек. Электрические кабели с большим сечением, обычно, наматывают на дощатые катушки, а с малым сечением на фанерные катушки.
Вадим Шмаков:
Покупателей устраивает не только цена, но и качество продукции, которое обеспечивается отработанной технологией производства. В дальнейшем катушки поступают на европейские электрокабельные заводы, где автоматизированные линии производят намотку проводов. Так что точность в производстве фланцев из фанеры очень важна.
Но первые же поставки выявили другую проблему – транспортировку круглых фланцев. Упаковка в кузове держалась неустойчиво. Инженеры компании «Новый Ресурс» разработали специальную конструкцию упаковки, и проблема решилась. Стоит добавить, что упаковка также производится на территории предприятия с использованием отходов производства.
В соседнем цеху производят фанеру и упаковывают в большие картонные короба. Погрузчик через растентованный борт укладывает их в фуру, которая отправится в Чехию. Вадим Иванович отмечает удобство нынешнего таможенного оформления. Документы в электронном виде оформляют прямо на заводе, это экономит время. Так что экспортировать сейчас из России довольно просто.
Из-за этого география продаж «Нового ресурса» постоянно расширяется. К странам Европы добавились Турция и Египет, а недавно США. На экспорт отгружаются фанера разных сортов, фланцы, топливные брикеты из отходов. Для производителя напольных покрытий известного европейского бренда в Коврове производят заготовки для паркетной доски. Эта продукция отправляется в Финляндию, Швецию, Эстонию и Польшу.
Вадим Шмаков:
«Новый Ресурс» свое дальнейшее развитие связывает с экспортом. Производить и продавать продукцию глубокой переработки гораздо выгоднее, чем просто фанеру. Да и выручка в валюте - «тренд сегодняшнего дня». А значит надо дальше участвовать в международных выставках, бизнес-миссиях, продвигаться на международных площадках с помощью Центра поддержки экспорта Владимирской области. В ближайших планах - прямой выход на рынок США. Продукция из Коврова сейчас поставляется за океан, но через польских партнеров. Американцы также изъявили желание работать напрямую. Для чего необходима система сертификации. Без содействия Центра поддержки экспорта снова не обойтись.
Первый заместитель губернатора Владимирской области Александр Ремига рассказал, что экспортерам к 64 млн рублей средств поддержки будет выделен еще 21 млн рублей на стабилизацию работы во время кризиса.
В области насчитывается более 300 компаний, работающих на внешних рынках, 20 из которых уже испытывают серьезные затруднения. С ними администрация области и Центр экспорта отдельно выстраивают работу.
Александр Ремига: