Как фанера из Коврова пробила себе путь на рынки Европы и США

Директор фанерного завода «Новый ресурс» Вадим Шмаков еще при открытии компании сделал ставку на внешние рынки. Недавно компания победила в конкурсе «Экспортер года-2019», организованном администрацией Владимирской области в лице регионального Центра поддержки экспорта и стала «Экспортером года в сфере промышленности»
19 июня 2020, 10:08 10272

Отправляемся в Ковров, чтобы узнать, как за 5 лет совершить прорыв в развитии, начиная от простой перепродажи фанеры до её производства и последующей глубокой переработки.

QQ0A3810.jpg

Вадим Иванович родился в Москве, долгое время работал на деревообрабатывающем предприятии в Вологодской области, а затем переехал в Ковров. Он встречает нас в кабинете и рассказывает, как создавалась компания:

«Компания “Новый ресурс” открылась в 2015 году и начинала с продажи плитных материалов. С фанерой я работаю более 25 лет, знаю, как продавать и производить этот продукт. Так что уже в 2016 году мы с партнером купили производственный комплекс на окраине Коврова».
QQ0A3694.jpg

Выходим из офиса на территорию завода, всюду видим порядок. Вдоль забора предприятия высится склад березового фанерного кряжа, который называют «биржа». Здесь бревна сортируют и рядом очищают от коры.

QQ0A3862.jpg

Неподалеку в производственном помещении из заготовок лущат шпон. Далее в соседнем цехе шпон сушат. Из склеенного и отформатированного в размер шпона и производится фанера.

QQ0A3702.jpg

Прочная фанера с отличными характеристиками получается исключительно из российской березы. Да и по запасам березы мало какая страна может сравниться с Россией. Так что российская фанера такой же экспортный бренд на Западе, как чёрная икра, вологодское масло и российская нефть.

Вадим Шмаков приводит интересные цифры. В 1999 году, когда он начинал работать с фанерой, в стране выпускали 1 млн м3 этого стройматериала, а в 2019 году цифра выросла до 4 млн м3. Крупные комбинаты советских времен и с устаревшим менеджментом уступали в конкуренции небольшим клиентоориентированным производствам. Одним из таких предприятий как раз и стал «Новый Ресурс». Справедливости ради, надо отметить, что рос и сам рынок. Новые игроки российского рынка открывали ранее неизвестные направления.

QQ0A3751.jpg

Мы заходим в новый цех, он заработал только в 2020 году. Здесь из фанеры вырезают круглые фланцы для электрокабельных катушек. Электрические кабели с большим сечением, обычно, наматывают на дощатые катушки, а с малым сечением на фанерные катушки.

QQ0A3835.jpg

Вадим Шмаков:

«Новое направление мы открыли благодаря Центру поддержки экспорта Владимирской области. В 2018 году обратились к ним за помощью в сертификации продукции для экспортных поставок. В дальнейшем Центр поддержки посодействовал в продвижении продукции на внешних рынках. С помощью Центра поддержки экспорта Владимирской области мы разместили информацию о своей компании на европейской электронной торговой площадке Europages. Так в начале на нас вышли заказчики из Германии. А теперь фанерные фланцы из Коврова поставляют во многие европейские страны: от Эстонии до Испании. Заключены выгодные контракты с европейскими потребителями».
QQ0A3840.jpg
QQ0A3850.jpg

Покупателей устраивает не только цена, но и качество продукции, которое обеспечивается отработанной технологией производства. В дальнейшем катушки поступают на европейские электрокабельные заводы, где автоматизированные линии производят намотку проводов. Так что точность в производстве фланцев из фанеры очень важна.

QQ0A3808.jpg
QQ0A3791.jpg
QQ0A3780.jpg

Но первые же поставки выявили другую проблему – транспортировку круглых фланцев. Упаковка в кузове держалась неустойчиво. Инженеры компании «Новый Ресурс» разработали специальную конструкцию упаковки, и проблема решилась. Стоит добавить, что упаковка также производится на территории предприятия с использованием отходов производства.

QQ0A3713.jpg

В соседнем цеху производят фанеру и упаковывают в большие картонные короба. Погрузчик через растентованный борт укладывает их в фуру, которая отправится в Чехию. Вадим Иванович отмечает удобство нынешнего таможенного оформления. Документы в электронном виде оформляют прямо на заводе, это экономит время. Так что экспортировать сейчас из России довольно просто.

QQ0A3823.jpg

Из-за этого география продаж «Нового ресурса» постоянно расширяется. К странам Европы добавились Турция и Египет, а недавно США. На экспорт отгружаются фанера разных сортов, фланцы, топливные брикеты из отходов. Для производителя напольных покрытий известного европейского бренда в Коврове производят заготовки для паркетной доски. Эта продукция отправляется в Финляндию, Швецию, Эстонию и Польшу.

QQ0A3829.jpg

Вадим Шмаков:

«В настоящее время мы видим хорошую перспективу для компании в работе с европейскими покупателями в области глубокой переработки выпускаемой нами фанерной продукции. Спрос на фанеру в последнее время на отечественном рынке нестабилен, часто снижаются цены. Фанерные производства не успевают сбавить обороты и наводняют рынок дешевой фанерой. Мы, конечно, присутствуем в строительных гипермаркетах, но только на выгодных для нас позициях. Так что экспортное направление считаем гораздо более перспективным для нас. Вот недавно во Францию отправили первые 10 машин с готовой продукцией. У нас хороший таможенный рейтинг, так что фуры границу проходят быстро».

«Новый Ресурс» свое дальнейшее развитие связывает с экспортом. Производить и продавать продукцию глубокой переработки гораздо выгоднее, чем просто фанеру. Да и выручка в валюте - «тренд сегодняшнего дня». А значит надо дальше участвовать в международных выставках, бизнес-миссиях, продвигаться на международных площадках с помощью Центра поддержки экспорта Владимирской области. В ближайших планах - прямой выход на рынок США. Продукция из Коврова сейчас поставляется за океан, но через польских партнеров. Американцы также изъявили желание работать напрямую. Для чего необходима система сертификации. Без содействия Центра поддержки экспорта снова не обойтись.

QQ0A3806.jpg

Первый заместитель губернатора Владимирской области Александр Ремига рассказал, что экспортерам к 64 млн рублей средств поддержки будет выделен еще 21 млн рублей на стабилизацию работы во время кризиса.

QQ0A3790.jpg

В области насчитывается более 300 компаний, работающих на внешних рынках, 20 из которых уже испытывают серьезные затруднения. С ними администрация области и Центр экспорта отдельно выстраивают работу.

QQ0A5330.jpg

Александр Ремига:

«Трудности сейчас испытывают почти все компании региона. Но приблизительную сумму ущерба считать имеет смысл не ранее июля. Мы уже готовы к тому, что часть ресторанов не откроется после снятия ограничений. Аграрные и промышленные предприятия не останавливали свою работу, но у них разрушены кооперационные цепочки. Кто-то снизил объемы, кто-то работал на склад. На поддержку малого и среднего бизнеса выделено чуть более 800 млн рублей из бюджетов разных уровней. Через Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства запустили программу антикризисного кредитования. Продукт оказался крайне востребованным, средства распределили буквально за 2 недели. Прогнозировать на долгий срок - сейчас бессмысленно. Будем корректировать свою работу исходя из того, как будет развиваться ситуация в дальнейшем».

Реклама.