Коммунальная диджитализация

«Облачные» технологии, онлайн-расчёты за коммунальные услуги и прозрачность формирования платежей обсудили на конференции в Сбербанке
22 декабря 2017, 13:01 3208

Тотальная «ГИСификация» ЖКХ

За круглым столом собрались представители департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и Сбербанка, чтобы обсудить нововведения в сфере ЖКХ, которые обеспечат прозрачность расчетов и будут более удобными для клиентов.

Наступающий 2018 год по праву может стать годом ГИС ЖКХ. Федеральный закон, регламентирующий поэтапное внедрение функционала государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ), президент РФ подписал в 2016 году. А с 1 января 2018 года наступает административная ответственность за неразмещение поставщиками-игроками коммунального рынка – сведений в ГИС ЖКХ. Нарушителей ждет штраф. Причем штрафы будут взиматься не с организаций, а с должностного лица.

Более того, согласно закону, с 1 января 2018 года платежный документ на оплату услуг ЖКХ будет считаться не представленным потребителю, если информация о размере платы не размещена в ГИС ЖКХ или размещенная информация противоречит платежному документу на бумажном носителе.

DSC_0229.JPG

Информационная система ЖКХ, как её видят на федеральном уровне, должна стать живым порталом, который будет полезен как для граждан и участников рынка, так и для органов власти. От неё ждут безупречной, стабильной и предсказуемой работы.

Что получат потребители коммунальных услуг в ГИС ЖКХ? В режиме онлайн ввод показаний приборов учёта, заключение договоров управления и ресурсоснабжения в электронном виде, контроль за работами и услугами по дому, электронное голосование на общих собраниях, возможность обращения в органы власти, управляющие и ресурсоснабжающие организации, определение рейтинга управляющих организаций. В личном кабинете ГИС ЖКХ можно не только получить информацию о жилищных и коммунальных услугах, но и оплатить их, не выходя из дома.

Директор областного департамента ЖКХ Глеб Серёгин обосновал своевременность введения единой информационной системы ЖКХ существующей непрозрачностью расчётов тарифов и платы за ресурсы и услуги. При существующей системе оплаты за ЖКХ через посредников невозможно отследить, получают ли деньги поставщики услуг и каковы объёмы задолженности, сложно провести аналитику финансовых процессов. Система ГИС ЖКХ позволит гражданам получить информацию о состоянии дома, о платежах, увидеть отчеты управляющих и ресурсообеспечивающих компаний.

Владимирская область в настоящее время находится в числе лидеров по показателям внедрения ГИС ЖКХ. В систему уже внесены 100% компаний, предоставляющих услуги, а также многоквартирные дома и лицевые счета. И, как заверили представители департамента участников конференции, у власти нет задачи взимать дополнительные штрафы, главная цель в том, чтобы вся необходимая информация размещалась в системе и была доступна гражданам.

Игроков рынка ЖКХ, в первую очередь, волнует вопрос платежей за оказанные услуги. Истории с фирмами-фантомами, собиравшими наличные средства за «коммуналку» и исчезавшими бесследно или задерживавшими перечисление средств поставщикам услуг, заставляют коммунальщиков быть разборчивыми.

Сбербанк оплатит вашу коммуналку за пару секунд

Один из показателей экономической зрелости государства - соотношение наличных и безналичных расчётов при приобретении товаров и услуг, поскольку значительный оборот наличных денег создаёт возможности для коррупции и «серых» финансовых схем. 54% получателей услуг ЖКХ, оплачивающих их в Сбербанке, выбирают безналичную форму оплаты. Зато платежи ЖКХ, принимаемые другими сборщиками в нашем регионе, преимущественно наличные, и только 5% оплачиваются безналично.

Неудержимый прогресс средств связи позволяет всё шире внедрять удобные мобильные приложения, увеличивая число их пользователей. Только за 2016 год количество пользователей «Сбербанк Онлайн» выросло на 1,5 млн. Политика Сбербанка – своевременно реагировать на веяние времени. Владимир Полянский, заместитель управляющего Владимирским отделением ПАО Сбербанк, характеризуя ситуацию на рынке, отметил: «Мы стараемся быстро отслеживать современные технологические тренды. И сегодня самый ценный и необратимый ресурс - время».

DSC_0249.JPG

Из нововведений - SMART-рассылка с предложением оплаты услуг ЖКХ. Не дожидаясь бумажной квитанции, граждане могут произвести оплату путем подтверждения СМС, а при желании – оформить подписку для автоматической оплаты выставленных начислений.

Во Владимирском отделении Сбербанка ежемесячно проводятся свыше 800 тысяч автоплатежей ЖКХ на сумму более 50 млн. рублей в месяц. Сегодня можно оформить Автоплатеж ЖКХ в адрес 237 организаций региона. Удобство этого сервиса оценили все, кто хоть однажды им воспользовался. При минимальных затратах времени и усилий получатель услуг ЖКХ избавляется от просрочки платежа и возможных пени.

Ещё один современный сервис в сфере ЖКХ от Сбербанка - оплата квитанций по двумерному штрих-коду (QR-код). Это графическая информация на платежных документах, которую можно быстрого считывать техническими средствами. При этом исключаются ошибки ввода данных, экономится время благодаря внедрению средств автоматической проверки качества сформированного штрих-кода.

IT-продукт Сбербанка для поставщиков услуг ЖКХ, не имеющий аналогов на рынке, - программу БРИС - представил на профильной конференции Андрей Микитенко. Система проста в использовании, все данные хранятся в «облаке». Любой клиент сможет легко передать показания счетчиков в личном кабинете и получить единый счет (одну квитанцию!) для оплаты. После поступления онлайн-платежа деньги автоматически распределяются между всеми поставщиками услуг. Многоуровневое «расщепление» платежей – своеобразное ноу-хау платформы.

Реклама.