Владимирское руководство завода «Автоприбор», которое из-за процедуры банкротства фактически отстранено от управления предприятием, пригласило журналистов на пресс-конференцию, чтобы изложить свою позицию.
Упрощенно, менеджеры «Автоприбора» считают, что главный кредитор - банк ВТБ - добивается ликвидации предприятия и не заинтересован в сохранении все еще успешно работающего производства.
В этом материале представлен взгляд на происходящее исключительно со стороны руководства завода, при котором «Автоприбор» угодил в долговую яму. Зебра ТВ рассчитывает в ближайшее время услышать аргументы и главного кредитора - представители банка ВТБ выразили готовность пояснить свою позицию.
Председатель Совета директоров ОАО «Завод «Автоприбор» Эдуард Райтер рассказал журналистам, по каким причинам крепко стоящее на ногах предприятие оказалось в долговой яме у банкиров.
По словам Райтера, главная причина — это экономический кризис 2008 года, который сильнее всего отразился на автомобильной отрасли. Владимирский завод «Автоприбор» является поставщиком компонентов для автогигантов. Флагманам российского автопрома, оказавшимся в кризис на грани банкротства, тогда помогло государство, накачав их деньгами. А вот их партнеров, таких как владимирский «Автоприбор», производящих автокомпоненты, оставили один на один с кризисом.
Райтер привел такой пример кризисного времени. Своим зарубежным поставщикам «Автоприбор» оплачивал сырье вперед за 90 дней, а вот российские заводы, покупающие во Владимире комбинации приборов, перечисляли деньги только через 90 дней после поставки автокомплектующих. То есть предприятие попросту оставалось без оборотных средств.
Эдуард Райтер пояснил, что кредит под грабительские 22,4% банк ВТБ дал только после долгой волокиты, когда ситуация была уже критической. Менеджеры «Автоприбора» дали понять, что даже такой невыгодный кредит дали потому, что остановка «Автоприбора» могла привести к остановке конвейеров на таких заводах, как ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ - в то время у владимирского завода еще были монопольные позиции по производству комбинаций приборов.
Владимирское руководство пояснило, что долги возникли в том числе и из-за неплатежей крупнейшего потребителя их продукции - ВАЗа, но прекратить отгрузку автокомпонентов «Автоприбор» не мог, потому что остановка ВАЗовксого конвейера по вине поставщика стоила бы владимирскому предприятию 24 миллиона рублей за каждый час. Так что разорить могли не только банки, но и потребители продукции, - резюмируют на заводе.
При этом, на «Автоприборе» заявляют, что контроль со стороны банка-кредитора был жесточайшим - всю информацию по передвижению денег на счетах предприятия отслеживали регулярно. Ввели в совет директоров «Автоприбора» представителя банка. Предлагали мировое соглашение по реструктуризации долга, законодательство предполагает такую возможность.
Только по процентам с 2009 по 2012 годы «Автоприбор» выплатили 600 миллионов рублей. Но получив проценты, банк теперь хочет через конкурсного управляющего прекратить деятельность предприятия, - говорит Эдуард Райтер.
Председатель профсоюзной организации завода «Автоприбор» Иван Чистяков, который вместе с руководством представляет интересы предприятия в арбитражном суде, обращает внимание на то, что банк-кредитор достаточно непоследовательно ведет себя в вопросе с увольнением сотрудников завода.
По словам председателя заводского профкома, профсоюзная организация не получала уведомления о предстоящем сокращении всего персонала в количестве 13031 человек. Хотя по законодательству, если увольняется более 50 человек - это считается уже массовым сокращением и профсоюз уведомляют о нем за 3 месяца.
Чистяков рассказывает, что, когда 2 сентября внешнее управление заводом заменили на конкурсное управление по решению арбитражного суда, председателя профсоюза заверили, что просто хотят поменять неэффективного собственника на более эффективного. А на вопрос о том, что же будет с трудовым коллективом, представитель банка и конкурсного управляющего заверили суд, что людей увольнять никто не собирается. Однако 29 сентября все получили уведомление об увольнении.
Председатель профсоюзной организации завода «Автоприбор» считает выданные уведомления об увольнении незаконными и рассчитывает, что они должны быть оспорены и отменены. Часть работников «Автоприбора» уже обратилась в прокуратуру. Представитель надзорного ведомства придет на завод 23 октября, чтобы на месте разбираться в ситуации с увольнениями и разговаривать с сотрудниками.
Директор по персоналу ОАО «Завод «Автоприбор» Галина Мизелева обратила внимание на социальную ориентированность завода. На предприятии по федеральной программе созданы сотни рабочих мест для инвалидов. Также на «Автоприборе» работает система подготовки кадров на производстве, где специалисты получают не только среднее, но и высшее образование.
Мизелева рассказала, что «Автоприбор» софинансируют федеральные программы по подготовке рабочих по специальностям новых поколений. Кроме этого, начиная с 2005 года завод каждый год вкладывает по 10-11 миллионов на реализацию совместного с ВлГУ проекта по «прикладному бакалавриату».
И все эти программы, в случае ликвидации предприятия, просто прекратят свое существование. При этом, по данным директора по персоналу, даже несмотря на конкурсное управление и процедуру банкротства, производство на «Автоприборе» не сокращается, а зарплаты растут.
Галина Мизелева объяснила, что за счет повышения квалификации сотрудников, внедрения новых технологий на заводе экономят издержки, используя меньше площадей, меньше энергозатрат. «Просто цеха объединяются, переезжают на меньшую площадку, но производят все то же самое», - говорит Мизелева.
Директор по персоналу признала, что в жестких условиях конкурсного управления «Автоприбор» работает сокращенную неделю, но при этом средняя зарплата по сентябрю составила 20,9 тысяч рублей. Рост зарплаты за последний год - 24%.
Высказал свое видение ситуации и бывший генеральный директор «Авторприбора» Алексей Мельников. Он заявил, что уже в течение 8 месяцев отстранен конкурсным управляющим от руководства заводом и сейчас шутливо определяет свой статус как «человек, который за все отдувается».
Мельников пояснил, что завод отдал банку в залог все имущество и рассчитывал получить взамен кредит не только на пополнение оборотных средств, но и на инвестиционные вложения. Но банк забрал залог, уменьшив стоимость заводского имущества больше, чем в 2 раза.
Алексей Мельников утверждает, что когда не хватило имущества завода, он вложил 100% акций предприятия, которыми владел. В 2005 году Мельников как гражданин выкупил у самарской группы компаний «СОК» все акции «Автоприбора». Теперь акции в залоге у банка. Но и этого оказалось мало, и представители банка стали добиваться банкротства и ликвидации «Автоприбора».
Мельников признал, что опираться только на одну отрасль - опасно. Автопром отличная школа выживания, но кризис показал, что в России это ненадежная сфера бизнеса. Бывший руководитель «Автоприбора» рассказал, что сейчас, не отказываясь полностью от автомобильного направления, производственные мощности предприятия перенастраивают в сторону сферы ЖКХ, осваивая производство различных световых приборов.
Бывший генеральный директор акцентирует внимание на том, что невзирая на долговые проблемы, каждый год производительность труда на «Автоприборе» растет на 20%. А когда предприятию удается получать кредиты от других банков под более вменяемые проценты, то производительность труда вырастает на 30% в годовом исчислении.
По данным главного акционера «Автоприбора», процедура банкротства отрезает от владимирского завода иностранных потребителей автокомпонентов, которым запрещено закупать комплектующие у банкротов. Но даже иностранцы идут на ухищрения и через посредников все равно закупают продукцию «Автоприбора». Это, по оценкам Алексея Мельников, позволило предприятию выйти на точку безубыточности.
Отстраненный с февраля 2014 года от руководства заводом Мельников пояснил, что в месяц содержание команды конкурсных управленцев, назначенной банком-кредитором, стоит «Автоприбору» более 250 тысяч рублей. При этом, по оценкам Алексея Мельникова, результат их деятельности за 8 месяцев - не спасение предприятия, а решение о его ликвидации.
Бывший гендиректор «Автоприбора» признается, что первоначально у него даже возникали мысли, что предпринимается попытка рейдерского захвата предприятия, настолько нерациональные, на его взгляд, были действия представителей главного кредитора.
Мельников поясняет, что конфронтационный сценарий, выбранный банком-кредитором, в итоге не принесет ему выгоды, потому что в залоге у банка только часть имущественного комплекса, а другие части завода в залоге у других кредиторов.
По образному сравнению Алексея Мельникова, «Автоприбор» - это лоскутное одеяло, которое не получится забрать в одни руки и распродать. Территория завода - 21 гектар земли, 140 тысяча квадратных метров площадей.
Мельников рассказал, что, по его сведениям, банк инкогнито привозил во Владимир на смотрины вероятных покупателей, которым, по всей видимости, предлагали приобрести территорию завода под будущее жилищное строительство или возведение торгового центра. Но желания пока ни у кого вроде бы не возникло.
Эти попытки Алексей Мельников сравнил с действием слона в посудной лавке. Банки умеют работать с деньгами, но когда берутся за промышленное производство, у них редко получается что-то вменяемое и прибыльное, - резюмировал бывший руководитель «Автоприбора».
Главный акционер «Автоприбора», отдавший все свои акции в залог банку, признает, что предприятие задолжало около 1,5 миллиардов рублей. Эти деньги могут быть полностью возвращены, но на более мягких условиях, а главное с сохранением действующего успешного предприятия, у которого есть перспективы развития.
Мельников говорит, что не собирается сдаваться и готовит свои варианты вывода предприятия из кризиса и сохранение уникального рабочего коллектива. Например, уже создана бридж-компания, которая работает не только по направлению автопрома, но и по другим потребителям продукции.
В то же время бывший гендиректор «Автоприбора» не теряет надежды и на сохранение завода в привычном виде. Мельников рассчитывают на поддержку руководства Владимирской области и рассказывает, что губернатор Светлана Орлова уже помогла заводу, направив заявку на создание на базе «Автоприбора» Национального Центра локализации производства автокомпонентов - обладминистрация уже даже привозила на прошлой неделе резидентов, которые хотят участвовать в этом проекте.
«Автоприбор» не ждет от администрации Владимирской области каких-то финансовых гарантий или денежной помощи. От губернатора и его команды ждут юридической, организационной и политической поддержки предприятия, чтобы почти полторы тысячи человек не оказались на улице.
P.S.
После опубликования этого материала на редакционную электронную почту пришло письмо с официальным комментарием банка ВТБ. Приводим ответ банка-кредитора полностью:
"Полная ответственность за бедственное положение завода ‘Автоприбор’ лежит на его владельце - господине А.Мельникове, который довел ситуацию до процедуры банкротства предприятия. Подчеркнем, что банкротство завода было инициировано частной охранной организацией ‘Витязь’, бенефициарами которой на момент подачи заявления в суд являлись близкие родственники А.Мельникова. ВТБ не имеет никакого отношения к процедуре банкротства завода и готов рассматривать все приемлемые для банка варианты для урегулирования долгов предприятия".