Налог на стройку

Руководство налогового управления по Владимирской области объяснило причины массового банкротства строительных компаний в 33 регионе
Новости Автор: 1 декабря 2017, 10:01 38 12603

Общий долг предприятий строительной отрасли Владимирской области перед налоговой службой на 1 ноября 2017 года составил 2,2 миллиарда рублей. Такую цифру на организованных фискалами публичных слушаниях, акцент на которых был сделан на состоянии регионального строительного комплекса, озвучила заместитель руководителя управления ФНС России по Владимирской области Светлана Закирова.

По ее информации, 30 строительных компаний Владимирской области уже находятся в стадии банкротства, еще 40 - «имеют стабильные признаки банкротства на протяжении нескольких отчетных периодов».

Как пояснил, отвечая на вопрос Зебра ТВ, другой заместитель начальника региональной налоговой службы Максим Майоров, количество банкротов в строительной сфере не должно пугать граждан. Во Владимирской области около 700 предприятий, которые, по данным ОКВЭД, могут вести строительный бизнес. То есть, реальные проблемы, которые, по всей видимости, приведут к смерти бизнеса, существуют примерно у 10% игроков строительного рынка Владимирской области.

Встреча в управлении налоговой службы по Владимирской области была в основном посвящена схемам ухода от уплаты налогов и «обналичиваю», которые традиционно используют предприниматели. Причем банкротство бизнеса рассматривается фискалами как один из действенных механизмов, применяющихся для минимизации перечисления денег в бюджеты разных уровней. То есть, налоговики не считают банкротство прямым следствием падения российской экономики.

По данным Светланы Закировой, предприниматели, уже накопившие долги по налогам или ожидающие их появления, зачастую регистрируют фирму-дубль, на которую переводят всю реальную экономику компании. Как правило, это происходит с сохранением основного вида деятельности, контрагентов, штата сотрудников, контактными данными (например, сайтом компании) и основными средствами.

В фискальном ведомстве подчеркивают, что за последний год его сотрудникам удалось усовершенствовать работу с такого рода предпринимателями. Если в предыдущие годы налоговой службе по завершении процедуры банкротства удавалось списывать с компаний примерно по 350 миллионов рублей в год, то за 9 месяцев 2017 года списано уже 743 миллиона. Несмотря на то что к концу года эта цифра вырастет, демонстрируемый прирост отчислений уже увеличился в 2,5 раза.

Заместитель руководителя регионального налогового ведомства Светлана Закирова рассказала, что налоговики за 10 месяцев 2017 года направили в следственные органы 6 материалов, по результатам которых заведено 4 уголовных дела. К настоящему времени задолженность по этим делам погашена на сумму в 17 миллионов рублей.

Только в 2017 году фискалы самостоятельно инициировали 29 решений о запуске процедуры банкротства. Еще 134 компании, скорее всего, не избегут банкротства в ближайшее время.

Всего же во Владимирской области 250 компаний и 200 бизнесменов, являющиеся банкротами. Они должны в бюджеты разных уровней 8,5 миллиарда рублей, или 44% от всего объема задолженности.

«Почти 50% задолженности компаний-банкротов возникло после проведения контрольных мероприятий. Это свидетельствует о том, что недобросовестный бизнес использует схему банкротства для ухода от уплаты налогов в бюджет», - уверены в налоговом управлении Владимирской области.
IMG_8790_1.jpg

Особое внимание представителей строительного бизнеса Светлана Закирова обратила на новые полномочия, которые появились у фискального органа. Например, привлечение к субсидиарной ответственности всех лиц, сознательно ведущих бизнес к банкротству. В 2017 году региональные налоговики подали в суд 11 таких исков, и по ним уже взыскано 422 миллиона рублей.

Речь идет о привлечении к ответственности людей, прямо и косвенно связанных с компаниями, к которым у налоговиков есть вопросы. Руководство налоговой службы заявило, что в соответствии с курсом на финансовую ответственность за неэффективную деятельность компаний к ответственности теперь стараются привлечь «не номинальных руководителей, а действительных бенефициаров и контролирующих должника лиц»:

«Это дополнительная ответственность, которая возникает при отсутствии или нехватке средств у основного должника - то есть, у общества. К субсидиарной ответственности теперь привлекается целый список лиц — должностные лица, руководители, ликвидаторы, члены ликвидационной комиссии, лица, осуществляющие корпоративный контрольных (то есть, акционеры с 50% и более голосующих акций и участники ООО, владеющие более 50% доли), а также конечные выгодоприобретатели и бенефициары. Или другие лица, уполномоченных выступать от имени должника».

Возможности взыскивать деньги практически с любого приближенного к бизнесу человека, по информации Светланы Закировой, уже начинает подкрепляться практикой Верховного суда. При этом «бремя доказывание добросовестности и деловой цели лежит на субсидиарном ответчике». Замначальника УФНС по Владимирской области напомнила, что срок давности привлечения к ответственности лиц, уже отошедших от дел, увеличен:

«Участники и руководители признанного банкротом общества, привлеченные к субсидиарной ответственности, не смогут избавиться от нависшего над ним долга. То есть, если фирма-банкрот сработала так, что осталась должна государству 200 миллионов рублей, то именно 200 миллионов рублей мы будем взыскивать с физического лица, которое контролировало этот бизнес и пытается не заплатить эти налоги, извлекая при этом выгоду для себя. Вот с этими долгами физические лица будут жить пожизненно. Такой долг списать нельзя, и он будет числиться за физическим лицом, контролирующим должника, бесконечно, вплоть до погашения».

Еще одна законодательная «палочка-выручалочка» для УФНС - идущее на «сделку» с налоговой номинальное руководство компании, может освобождаться от финансовой ответственности:

«Законодательно теперь введена возможность сделки номинальных директоров с кредиторами. Иными словами, номинальные директора смогут претендовать на снижение либо полное освобождение от ответственности, если дадут соответствующие показания, поделятся информацией и помогут нам найти реального руководителя, бенефициара бизнеса и его активы».

Относительно налоговых проверок строительных компаний Владимирской области замначальника регионального УФНС Максим Майров сообщал, что за 2 предыдущих года фискалы провели около 30 выездных проверок. Общая сумма доначислений, выставленных строителям, составила около 500 миллионов рублей.

По информации Максима Майорова, выбор «критических точек», требующих вмешательства фискального органа, фактически автоматизирован. То есть, основан на сопоставлении целого ряда финансовых показателей. Например, на сопоставлении результатов местных бизнесменов с общероссийскими данными. Так, средний уровень налоговой нагрузки на строительный сектор Владимирской области вот уже несколько лет держится на уровне 3,1%. А в средним по стране этот показатель уже в два раза больше.

Заместитель руководителя управления налоговой службы по Владимирской области Максим Майоров заверил строителей, что составление плана проверок является открытым и понятным процессом. Правда, Зебра ТВ еще ни разу не удалось ознакомиться со списком проверяемых организаций. Словно в ответ на эту претензию, фискал дал понять, что «объем информации чрезвычайно разнообразен и расширяется каждый день в геометрической прогрессии».

В фискальном ведомстве объяснили, что акцент на массовых проверках строительной сферы Владимирской области сделали из-за того, что налоговые поступления от местных застройщиков в последние годы сильно отстают от среднероссийских показателей. Это касается и налога на прибыль, и платежей по НДФЛ. Подозрение вызывает и массовый показ убытков строительных компаний, и высокое количество заявлений на налоговые вычеты, и рост применения специальных налоговых режимов, и падение среднемесячной заработной платы строителей.

«Совокупность данных факторов свидетельствовала о возможных предпосылках и рисках занижения налогооблагаемой базы по прибыли, минимизация НДФЛ и чрезмерное использование спецрежимов при построении схем бизнеса», - заявил замначальника регионального управления ФНС.

Максим Майоров признал, что работу по выявлению уходящего в тень бизнеса упростила передача налоговикам функции по сбору страховых платежей. Фискалы тут же заметили, что строительные компании Владимирской области широко используют систему неофициального найма, в том числе гастарбайтеров.

«Мы уже наладили взаимодействие со всеми профильными структурами — Пенсионным фондом, миграционной службой и прочими. Закольцевали все потоки и увидели, что в документах часто не отражают всех иностранцев, получивших патенты, в отчетности по страховым взносам. Нередки случаи, когда выплата заработной платы подменяется выплатой дивидендов. И эти дивидендные выплаты осуществляются либо с месячной, либо с ежеквартальной периодичностью, невзирая на зависимость от полученного финансового результата. В ряде случаев выплата дивидендов достигает 90% от общей выплаты вознаграждения», - пояснил Максим Майоров, намекая, что такой возможности снизить объем обязательных платежей также скоро придет конец.

После публичных слушаний, устроенных в налоговой службе, свое мнение высказала председатель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Екатерина Краскина. Лидер «профсоюза бизнесменов» заявила, что не готова огульно обвинять весь бизнес Владимирской области в преднамеренном уходе от уплаты налогов. По мнению Краскиной, основные проблемы связаны со структурным кризисом экономики, из-за которого и снижаются перечисляемые бизнесом налоги и платежи. 

Nalogi1.jpg
Nalogi2.jpg
Nalogi3.jpg
Nalogi4.jpg
Nalogi5.jpg
Nalogi6.jpg
Nalogi7.jpg
Nalogi8.jpg
Nalogi9.jpg
Nalogi10.jpg
Nalogi11.jpg
Nalogi12.jpg
Nalogi13.jpg
Nalogi14.jpg
Nalogi15.jpg