Нанопроблемы владимирского бизнеса

Экс-директор судогодского завода «Политекса» рассказал о том, во что на самом деле превращаются громкие нанопроекты во Владимирской области
Новости Автор: 9 августа 2013, 07:08 6 7139

В редакцию Зебра ТВ обратился экс-директор судогодского предприятия «Политекс» Александр Быков. Он попросил дать ему возможность изложить собственную точку зрения на ситуацию, сложившуюся на заводе, финансируемом госкорпорацией «Роснано». 

Напомним, 6 августа мы обратились к нынешнему руководителю завода по производству современных негорючих изоляционных материалов Алексею Калинину с просьбой разъяснить ситуацию с долгами по зарплате. Алексей Калинин переложил всю вину за состояние предприятие на своего предшественника, обвинив его в неграмотном маркетинговом планировании.

По словам экс-директора Александра Быкова, в развале предприятия виноват вовсе не он, а учредители. Вкратце, история создания завода такова. Бизнесмен по фамилии Бланк купил у китайцев уже отработавшую свое производственную линию 62-го года выпуска (она была продана на металлолом), восстановил ее, но наладить производство не смог. В результате завод был продан за долги «Тембр-банку», а директором через некоторое время был назначен бывший военный и кандидат технических наук Александр Быков. В это время в научные разработки начало вкладываться «Роснано», а выкупленный банком заводик стал для них своего рода экспериментальной площадкой.

По словам Быкова, согласно договору, на этом этапе производство не должно было приносить прибыли. Задача была - отработать технологический процесс, который в дальнейшем должен был быть поставлен на бизнес-рельсы (для этого должно было быть закуплено новое оборудование).

Но первоначальные планы госкорпорации стали расстраиваться. Политика «Роснано» сменилась, и кураторы судогодского проекта, закрывая глаза на собственноручно подписанные документы, начали требовать окупаемости производства. При этом никто: ни банк-учредитель, ни «донор» научных разработок не вкладывались в подготовку специалистов и оборудование.

К тому же у руководства предприятия не было свободы денежного планирования. Быков рассказывает, что каждую копейку надо было согласовывать с учредителями, которые принимали решения о денежных тратах месяцами.

Пробные попытки наладить сбыт продукции показали, что рынку требуется не само волокно (его, в лучшем случае, брали для набивки мягкой мебели), а готовые теплоизоляционные материалы. Тогда руководитель заказал ученым разработку технологии их создания, а банк заказал немцам оборудование на 3 миллиона евро.

Но у учредителей начались проблемы с выплатой взятых на себя денежных обязательств, и оборудование так и не было выкуплено. Более того, «Тембр-банк» до сих пор не оплатил работу ученых из «Курчатовского института» (долг составляет порядка полутора миллионов рублей). А руководителя фактически отстранили от должности, передав бразды правления в руки его предприимчивого зама Алексея Калинина.

В результате, Александр Быков покинул завод, забрав с собой неоплаченные уникальные разработки. Сейчас они практически нашли применение на атомобильном заводе «КАМАЗ», для которого, по словам Быкова, уже создан проект шумоизоляционных щитов, с показателями вдвое превосходящими те, что поставляет для них «Вольво». Более того, одно из вязниковских предприятий, вдохновившись идеей «Политекса», закупило у немцев в точности такое же оборудование и готово воспользоваться опытом экс-директора завода для внедрения новых технологий.

Кстати, опять же по словам экс-директора, сейчас «Политекс» фактически не производит даже изоляционного сырья. Его новый руководитель сделал ставку на производство флекса, то есть просто хлопьев, получаемых от резки пластиковых бутылок. Ни о каком нанопроизводстве речь здесь, видимо, больше не идет.