zebra-tv.ru/novosti/biznes/ne-vsye-tak-khorosho-v-malom-i-srednem-biznese/

Не всё так хорошо в малом и среднем бизнесе

Бизнес-омбудсмен Владимирской области заявил, что главные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, - завышенная кадастровая стоимость земельных участков и засилие теневого бизнеса
Пётр Фокин 2 марта 2015, 16:07

«Уважаемые коллеги что-то такие грустные сидят, наверное, не всё так хорошо в малом бизнесе и среднем», - так начал своё выступление на «круглом столе» по мерам господдержки малого и среднего бизнеса уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области Александр Коробушин. Данное мероприятие прошло на площадке Законодательного Собрания.

Региональный бизнес-омбудсмен тезисно обозначил проблемы, которые мешают развитию малого и среднего бизнеса во Владимирской области.

Первая - завышенная кадастровая стоимость земельных участков, от которой рассчитывается размер земельного налога. Например, по сведениям Коробушина, во Владимирской области по 15 участкам кадастровая стоимость в 14 раз превышает рыночную.

Другая проблема - «чёрный бизнес» «убивает» легальный:

«Я встречался в Собинке с предпринимателями, с перевозчиками, они в один голос говорят: «Александр Викторович, теневой бизнес подрывает тот бизнес, который работает официально». - Заявил бизнес-омбудсмен. - Официальный бизнес у нас платит налоги, а неофициальный бизнес, к сожалению, у тех предпринимателей, которые работают в правовой сфере, отбирает хлеб, можно так сказать».

Коробушин заявил, что теневой бизнес представлен во всех территориях Владимирской области и по всем отраслям при полном бездействии со стороны местных властей:

«Органы местного самоуправления все всё прекрасно знают, кто на их территории работает, и кто чем живёт, кто как зарабатывает деньги».

Региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей считает, что в каждом муниципалитете Владимирской области надо создать специальные комиссии с участием правоохранительных и силовых органов, которые бы занимались решением проблемы вывода бизнеса из тени в свет. Александр Коробушин уверен, что если удастся искоренить практику незаконного предпринимательства, то не надо будет и налоги поднимать:

«Сейчас мы знаем, понимаем, что бизнес находится в таком состоянии, что уже жирка не остаётся для того, чтобы приобретать, развивать что-то, улучшать на своих предприятиях. Я думаю, что вот этот вот теневой бизнес очень сильно влияет на развитие предпринимательства в территориях».

Кроме этого, Коробушин отметил, что на развитии малого и среднего бизнеса во Владимирской области негативно сказываются такие факторы, как невозможность узаконить временные объекты торговли в качестве стационарных (из-за этого предприниматели не могут, например, получить лицензию на торговлю алкогольной продукцией) и высокие затраты бизнеса по оплате жилищно-коммунальных услуг в местах общего-пользования в многоквартирных домах.

Вместе с тем, уполномоченный сказал, что у бизнес-сообщества есть и «небольшие успехи». Например, правительство услышало предпринимателей и подготовило проект изменений в федеральный закон о торговле, по которому бизнесмены, работающие по упрощённой системе налогооболожения и не уплачивающие НДС, получили право поставлять свою продукцию в торговые сети.

Александр Коробушин также поблагодарил Законодательное Собрание за то, что депутаты не стали принимать областной закон о том, чтобы предприниматели, работающие по «упрощёнке», с 2015 года платили налог на имущество. Такое право регионам предоставлено федеральным законодательством, и в других областях это уже практикуется. Омбудсмен выразил надежду, что если такой закон будет приниматься на 2016 год, то власти обсудят его с бизнес-сообществом.

Коробушин также заявил, что он готов активно работать с законодателями, чтобы его предложения, если их нельзя решить на региональном уровне, транслировались на федеральный для принятия по ним положительных решений.

Александр Коробушин, уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области:

  • Уважаемые коллеги что-то такие грустные сидят, наверное, не всё так хорошо в малом бизнесе и среднем
  • Много говорится о том, что поддержка (малого и среднего бизнеса) имеется, и это, конечно, очень здорово и хорошо
  • Я хотел бы сказать, что на уровне правительства Российской Федерации были приняты антикризисные меры, соответственно, на основании этих антикризисных мер у нас в области также были приняты свои антикризисные меры. Многие, наверное, о них знают, я не будут на них останавливаться, я скажу о тех проблемах, которые существуют у малого и среднего предпринимательства, постараюсь совместно с вами обсудить те пути и те решения, которые помогли бы нам в дальнейшем поднять авторитет малого и среднего предпринимательства
  • Начну я с того, о чём думает каждый предприниматель, это кадастровая оценка земли на территории Владимирской области
  • Я просто хочу сравнить земельные участки, их кадастровую и рыночную стоимость
  • Вот, допустим, по Судогде, по (одному) земельному участку. Стоимость кадастровая - 2 миллиона 100 тысяч, а рыночная стоимость 912 тысяч рублей - разница в 2,3 раза
  • В Александрове стоимость кадастровая (одного земельного участка) 553 тысячи, а реальная стоимость 339 тысяч
  • Другой пример - 6 миллионов 621 тысяча кадастровая стоимость, а рыночная 1 млн 660 тысяч, в четыре раза выше. И таких примеров можно приводить очень много
  • По имеющимся у меня данным, в настоящий момент в области 8 земельных участков, кадастровая стоимость которых завышена в два раза, 38 земельных участков - в три раза завышена, 40 земельных участков - в пять раз завышена, и 15 земельных участков - в четырнадцать раз завышена стоимость кадастровая
  • Вот мы говорим о том потенциале, которые может в дальнейшем действительно помочь малому и среднему предпринимательству эти земельные участки выкупать, и в дальнейшем уже более эффективно на данных земельных участках производить свою продукцию, строить на них какие-либо фабрики, заводы, заниматься бизнесом
  • Я встречался в Собинке с предпринимателями, с перевозчиками, они в один голос говорят: «Александр Викторович, теневой бизнес подрывает тот бизнес, который работает официально!»
  • Официальный бизнес у нас платит налоги, а неофициальный бизнес, к сожалению, у тех предпринимателей, которые работают в правовой сфере, отбирает хлеб, можно так сказать
  • Это и в строительной отрасли (происходит), вот, в Меленках я когда был, встречался с предпринимателями, они вот в один голос говорят, что для них это очень важная проблема
  • Органы местного самоуправления все всё прекрасно знают, кто на их территории работает, и кто чем живёт, кто как зарабатывает деньги
  • Поэтому в этом направлении, нужно, наверное, создать комиссии на уровне органов местного самоуправления, подключить налоговые инспекции, правоохранительные органы, и более активно в этом направлении работать
  • Здесь есть потенциал, потому что когда налоги поднимаются, а у нас ещё не было ни одного года, чтобы они не поднимались. Налоги по земле, на вменённый доход, другие налоги - они всегда у нас поднимаются, каждый год. Но сейчас мы знаем, понимаем, что бизнес находится в таком состоянии, что уже жирка не остаётся, для того, чтобы приобретать, развивать что-то, улучшать на своих непосредственно предприятиях
  • Я думаю, что вот этот вот теневой бизнес очень сильно (негативно) влияет на развитие предпринимательства в территориях. Если бы мы его искоренили, налогооблагаемая база выросла бы. Возможно, налоги и не надо было бы поднимать
  • В этом плане есть как бы непаханое поле (для работы)
  • Ещё одна проблема - узаконивание объектов, которые были построены в своё время как нестационарные объекты. Гусь-Хрустальный и Юрьев-Польский сейчас страдают в этом направлении
  • Очень много предпринимателей не могут реализовать своё право узаконить свои объекты, хотя у них есть документы, подтверждающие, что данные объекты являются капитальными. В своё время им давались документы на то, чтобы они проводили реконструкцию своих временных объектов, и здесь есть проблемы, которые мешают развитию предпринимательства
  • А если предприниматель имеет временный объект, то он не может получить лицензию на торговлю теми же вино-водочными изделиями, а доходная часть на 30-40% поступает от данного вида деятельности
  • По общедомовым приборам учёта я хочу сказать, обратить внимание на данную проблему
  • У нас многие предприниматели имеют встроенные и пристроенные помещения (в многоквартирных жилых домах). И, к сожалению, на их бремя ложится очень большая сумма оплаты за коммунальные услуги
  • Допустим, жители имеют 40 квадратных метров (жилых помещений), а предприниматель во встроенных или пристроенных помещениях имеет до 300 квадратных метров. Пропорции несоизмеримые, и предприниматели здесь тоже очень большие затраты несут. Мы занимаемся данной проблемой. Мы писали в правительство, пока поддержки не нашли, но будем в этом направлении работать
  • Успехи небольшие есть у нас по 381-му федеральному закону о торговле
  • У меня есть распоряжение правительства от 9 декабря 2014 года за номером 2495, там речь идёт о том, что в Государственную Думу вносится проект изменений в этот закон (о торговле) о том, чтобы те предприниматели, которые работают по упрощённой системе налогообложения (которые не являются плательщиками НДС), могли через торговые сети реализовать свои товары на основании договоров с ними
  • Мы сегодня собрались с целью озвучить перед представителями администрации Владимирской области и Законодательного Собрания наши проблемы
  • Мне высказали замечание, что мы не очень активно работаем с Законодательным Собранием. Мы готовы работать с ЗакСобранием, и, я думаю, что наши предложения, которые поступят в ЗакСобрание, будут транслироваться далее. Я думаю, что на федеральный уровень будут направляться (наши) предложения и по ним будут приняты положительные решения
  • На 2015 год на территории Владимирской области не был принят закон (об уплате налога на имущество предпринимателями, работающими по упрощённой системе налогообложения), хотя в других территориях он был принят, и там предприниматели уже платят налог на имущество
  • У нас ЗакСобрание пошло нам навстречу, и данный закон на территории Владимирской области не принят. Надеюсь, что если на 2016 год такой закон будет приниматься, то, соответственно, мы надеемся, что будет создана рабочая комиссия, и мы будем в этом направлении работать

Вадим Захаров, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по промышленной политике, инвестициям, инновациям, малому и среднему бизнесу и стратегическому планированию:

  • Спасибо Александр Викторович!

Что касается органов местного самоуправления, это вы правильно заметили, что посыл об использовании своих возможностей для максимального наполнения бюджета надо понимать не только как включение максимальных коэффициентов (по налогам), а ещё и использовать возможности для максимального развития предпринимательства в муниципальных образованиях