11 и 12 мая текущего года в управление Росприроднадзора по Владимирской области поступило большое количество сообщений о загрязнении ручья Берёзовский, правого притока речки Чёрная в Александровском районе. Люди сигнализировали о массовой гибели рыбы и утверждали, что на месте стоит характерный запах навоза. 13 мая специалисты Росприроднадзора выехали на место, взяли пробы воды для анализа в аккредитованной лаборатории. Тогда же было сделано предположение, что в ручей, а затем в речку попали навозосодержащие стоки с территории свинокомплекса фирмы «Мортадель», которая производит мясные деликатесы.
Спустя месяц в «Росприроднадзоре» уже с уверенностью говорят, что это «Мортадель». Хотя об умышленном нарушении закона речь не идёт — просто сразу сработал ряд факторов — технических, человеческих и природных. Сейчас в отношении фирмы проводится два административных расследования, в ходе которых будет установлен размер причинённого местной экосистеме ущерба.
Сейчас никто не может даже сказать, сколько рыбы погибло. Как пояснил Зебра ТВ заместитель руководителя регионального Россприроднадзора Владимир Цевелёв, по одной статье штрафные санкции могут составить до 20 тысяч рублей, по второй — до 40 тысяч. А по завершении расследования встанет вопрос — возбуждать или нет уголовное дело по статье «Загрязнение водоёмов».
Владимир Цевелёв напомнил, что три года назад у его ведомства уже были претензии к «Мортадель» - тогда было тоже самое, но в меньших масштабах. В тот раз фирму оштрафовали. Но, как пояснил Цевелёв, три года назад у компании не было дорогостоящей системы по обеззараживанию навозосодержащих стоков. Выходит, как полагает чиновник, либо купили не то, либо эксплуатируют не так.
Вообще этот случай заставил Владимира Цевелёва пофилософствовать на предмет адекватности размеров штрафов размеру содеянного. Он считает, что если бы для оплаты наложенных санкций предприниматели вынуждены были бы брать большие кредиты, то историй, подобной «мортаделевской», было бы меньше в разы. И в конкретной речке Чёрная «биота с точки зрения ихтиологии» (так Цевелёв назвал рыбу) не пострадала бы.