«Они делают с нами то, что не могут сделать санкции»

Адвокат известного во Владимирской области аграрного бизнесмена Виктора Огнева заявил, что силовики пытались шантажировать находящегося под следствием предпринимателя, заставляя его «переписывать акции компании»
Новости Автор: 1 сентября 2017, 15:20 15 8860
Фото с сайта Информ-24

29 августа состоялось заседание Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», в рамках которого рассматривались материалы уголовных дел двух известных предпринимателей - в том числе гендиректора ООО «ВКВ» Виктора Огнева.

1504179199_bpk-1510.jpg

Напомним, в октябре 2016 года на одной из мясо-молочных ферм Виктора Огнева в селе Вышманово Собинского района Владимирской области была зарегистрирована вспышка ящура, после чего на животноводческом предприятии было уничтожено 793 коровы.

В ноябре 2016 года Виктору Огневу определили размер причиненного ущерба и компенсации за убитых животных в сумме 30 миллионов 374 тысячи рублей. Деньги на расчетный счет ООО «ВКВ» перечислил департамент ветеринарии администрации Владимирской области.

А в июне 2017 года неожиданно появилось сообщение, что пострадавшего от вспышки ящура сельхозпредпринимтаеля обвиняют в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). СледКом по Владимирской области заподозрил, что Огнев завысил вес убитых животных, чтобы получить больше денег из бюджета Владимирской области. При этом размер якобы нанесенного государству ущерба полностью совпал с суммой начисленной хозяйству компенсации - 30 миллионов рублей.

1504179185_bpk-1602.jpg

На следующий день после подписания постановления о возбуждении уголовного дела Виктор Огнев был арестован. Но история получила широкий резонанс. Письмо в поддержку владельца и гендиректора «ВКВ» подписало множество известных представителей сельхозиндустрии.

После разразившегося скандала, а также с подачи вступившегося за Огнева бизнес-омбудсмена Владимирской области, предприниматель был выпущен под залог в размере 1,5 миллиона рублей. Подробно о том, что происходило в хозяйстве и какие действия предпринимали силовики рассказывала жена Огнева и финансовый директор компании Наталья Золотухина.

1504179199_bpk-1584.jpgНаталья Золотухина

В защиту Огнева и с резкой критикой региональных силовых неоднократно выступала и губернатор Владимирской области. Светлана Орлова публично заявила, что потерявшие страх сотрудники Следственного Комитета «на заправке выкручивают предпринимателям руки». Реагируя на заявления губернатора СледКом опубликовал видео задержания Виктора Огнева из которого, правда, стало понятно, что бизнесмен был задержан при весьма странных обстоятельствах.

В конце июля уполномоченный по правам предпринимателей во Владимирской области Дмитрий Третьяков в разговоре с Зебра ТВ сообщил, что «делом Огнева» занялись в Москве. Материалы рассматривала спецкомиссия Центра общественных экспертиз «Бизнес против коррупции», в состав которой входят известные адвокаты и общественные деятели.

После продолжительного знакомства с материалами 29 августа члены комиссии как раз и вынесли единогласное решение — поддержать ходатайство представителей Виктора Огнева об отмене уголовного преследования предпринимателя.

Официальные сайты до сих пор не опубликовали информацию о заседании. Но профильное информационное агентство INFORM-24 опубликовало видео-фрагменты общения адвокатов, бизнесмена Огнева и членов комиссии.

1504179234_bpk-1541.jpgВ центре - Дмитрий Третьяков

Свое видение ситуации, а также аргументы в поддержку требований о прекращении незаконного преследования сельхозпроизводителя изложил бизнес-омбудсмен Владимирской области Дмитрий Третьяков.

По словам Третьякова, анализ постановления о возбуждении уголовного дела показал, что данные о завышении веса животных никак не подтверждены. Вина «за занесение ложных сведений в акты об отчуждении животных» возложена СледКомом на Огнева незаконно, так как ответственность за их достоверность и полноту по закону лежит вовсе не на гендиректоре, а на членах специальной комиссии. Третьяков обратил внимание на то, что вскоре после произошедшего от своей должности был отстранен диреткор регионального департамента ветеринарии. Кроме того, у бизнес-омбудсмена вызывает вопросы названная сумма ущерба - по непонятной причине цифра «бюджетных хищений» составляет 30 миллионов рублей, то есть, речь идет о всей перечисленной на счет «ВКВ» бюджетной компенсации.

Адвокат Виктора Огнева сообщил, что в деле, по всей видимости, присутствуют некие интересанты или заказчики. Множество вопросов у защитников вызывает «противодействие силовиков», ставшее очевидным после того, как руководство «ВКВ» попыталось инициировать расследование причин заражения животных.

По информации адвоката, у Виктора Огнева, являющегося собственником еще одной фермы в населенных пунктах по соседству с Вышманово, содержится еще около 4 тысяч голов крупного рогатого скота:

«Соответственно, он переживает, предпринимает меры для того, чтобы установить обстоятельства возникновения вспышки ящура. А когда он начинает предпринимать меры по защите своего предприятия и своих работников, возникает противодействие со стороны силовых структур. То есть, ему объясняют, что этого делать не надо. Бери вину на себя за вспышку эпизоотии, мы никакие деньги тогда от государства тебе платить не будем. А те деньги, которые перечислил департамент ветеринарии в ноябре 2016 года, подлежат возвращению».

Защитник Огнева пояснил, что деньги, переведенные на счет «ВКВ» до сих пор не расходовались. Они определены собственником для закупки нового скота взамен утраченного, но этим на предприятии пока еще никто не занимался - до ноября 2017 года на территории фермы объявлен карантин, и до этого времени никакую производственную деятельность вести нельзя.

По словам адвоката, проведенная в рамках уголовного дела экспертиза установила, что представивший сведения о весе скота Огнев не только не завысил данные, но при подсчете «даже сработал себе в минус»:

«Мы считаем, что есть или лицо, или группа лиц, которые были заинтересованы, во-первых, в создании вспышки ящура. Но трудно доказать, кто это, так как вспышка произошла локально. Это не связано ни со схемой распространения диких животных, ни еще с чем-то подобным. А здесь был занос ящура однозначно. Соответственно, предприятие не имеет долгов, имеет оборотные средства, имеет производственную базу».

Защитник пояснил, что «дело Огнева» ведет сотрудник СледКома, работающий в должности следователя всего около полугода. На вопрос о том, не было ли в рамках следствия фактов вымогательства, адвокат ответил так:

«Сейчас разговор идет о том, что «дело мы будем расследовать долго, и будем мы вас, Виктор Павлович, немножко прижимать». А почему не произошла ситуация, связанная с вымогательством? В тот день следственные органы через предыдущих адвокатов предложили Виктору Павловичу, что нужно будет переписывать акции. Ко мне как раз и обратилась жена Наталья Владимировна. То есть, я пришел буквально через несколько часов после того, как такое предложение поступило, и убедил Виктора Павловича в том, что ничего делать не нужно, а нужно разбираться. И у нас оказалось, что в том предприятии, на котором Виктор Павловия является генеральным директором, его жена является исполнительным директором. И она эту брешь закрыла собой. То есть, у нас предприятие не осталось без руководителя. Несмотря на двоих детей, она взяла на себя бразды правления: между следствием, между адвокатами и между исполнением своих обязанностей она смогла удержать предприятие на плаву».

Самым эмоциональным стало выступление присутствующего на заседании Сергея Ряховского — члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Ряховский заявил, что, глядя на происходящее, думает о том, как бы об этом не узнали зарубежные бизнесмены:

«У нас и так имиджа давно нет. Зачем мы сами подливаем керосин в этот горящий слом нашего имиджа. Мне кажется, что пришло время сейчас, перед выборами президента, не знаю, кто у нас будет кандидат, но это в любом случае поможет ему правильно сориентироваться, написать очень серьезную записку о том, как силовые ведомства разрушают российский бизнес. Они делают то, что не могут делать с нами санкции, они работают на иностранные разведки или, я не знаю, как это еще назвать. Может быть, они куплены кем-то. Я имею право это говорить — на президентском Совете я еще не такое говорю, а еще жестче. Мне кажется, уже пора прекращать эту практику. География настолько колоссальная, такое ощущение, что так действуют по всей России. Все это системно разрушает всю структуру малого и среднего бизнеса в России».

Краткое выступление самого Виктора Огнева, вернувшегося к управлению предприятием, было не менее эмоциональным:

«Представители Следственного Комитета - эти синие машинки с красной полоской - как порошок Tide. Это прям реклама Следственного Комитета: «У вас пока еще все хорошо - тогда мы идем к вам». Я никогда не ожидал, что мы - хозяйство, которое дает 250 тонн супер-молока… Это как страшный сон. Это не по-божески, не по-человечески - то, что они творят. Их отпевать-то вообще можно, этих негодяев?».

На заседании были зачитаны отзывы от регионального Следственного Комитета и департамента ветеринарии Владимирской области. Но в опубликованных к этому времени материалах этих документов нет.

«В деле присутствует ряд положений, которые должны были бы снять с него обвинения.

Например, Огнев в состав комиссии не входил и каким-либо образом организовать подписание спорных актов не мог. У предпринимателя было уничтожено стадо из 743 голов, несмотря на это следствие ему вменило в качестве ущерба нанесенного государству всю сумму полученной компенсации за уничтоженное у него стадо, а не сумму, уплаченную ему якобы за умышленно добавленный вес. Акты подписывались в полном соответствии с законом с участием представителей администрации области, а информация о весе уничтоженного в результате эпидемии КРС была взята следствием из ежегодной ведомости, которую вело само предприятие, и составленной более чем за полгода до эпидемии. Также размер компенсации за уничтоженное стадо был почему-то рассчитан по неоправданно заниженной ставке – 86 руб/кг. Кроме того, расчетный убыток предприятия от потери племенного скота и простоя фермы (карантин 1 год), который составил более 60 миллионов рублей, вообще не был принят в расчет.

Для справки, расценки, которые обычно применяются для компенсационных выплат: в частном секторе - 160 рублей/кг за КРС в возрасте от 1 до 6 месяцев, по 105 рублей — за КРС от 6 до 12 месяцев, и по 120-130 рублей/кг за КРС в возрасте от 12 месяцев», - сообщает присутствовавшее на заседании Совета агентство INFORM-24.

1504179265_bpk-1710.jpgДмитрий Григориади

Информационно-аналитический портал сообщает и про «интересные» обстоятельства отмены вакцинации от ящура во Владимирской области:

«В 2015 году директор департамента ветеринарии администрации Владимирской области Николай Митрофанов вакцинацию против ящура отменил не только во всей Владимирской области, но и в буферной зоне ФГБУ «ВНИИЗЖ», сотрудники которого работают со штаммами этого опасного заболевания. До отмены вакцинации ее проводили дважды в год.

Как пояснил Митрофанов, последняя вспышка ящура во Владимирской области фиксировалась в начале 90-х годов.

Прекращение прививок также было связано с вводом в 2012-13 годах странами ЕС запрета для иностранных поставщиков на ввоз в пределы Евросоюза мяса, молока и продуктов из них от животных, привитых от ящура. В соответствии с этим в 2014 году Минсельхоз принял решение об отмене обязательной вакцинации от ящура. В 2015 году вакцинацию прекратили.

До сих пор неясен источник появления заболевания. Несмотря на то, что за время карантина по ящуру с работников «ВКВ» брали показания полиция, прокуратура, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, военные, 22 декабря 2016 года следователем по расследованию особо важных дел СУ СК области было возбуждено уголовное дело № 38956 по ч. 1, ст. 249 УК РФ по факту заражения скота вирусом ящура «Азия-1», но даже спустя почти год после случившегося ответа на основной вопрос, как именно появился ящур в Вышманове и кто в этом виноват - нет. Директор областного департамента ветеринарии утверждает, что штамм «Азия-1», обнаруженный в Собинском районе, в России никогда не фиксировался. Его нет даже в странах СНГ. Зато он встречается в Иране, Пакистане, Турции».

Решением ЦОП «БПК» обращение по прекращению уголовного преследования Виктора Огнева взято в работу.

Как пояснил Зебра ТВ бизнес-омбудсмен Владимирской области Дмитрий Третьяков, протокол решения комиссии в ближайшее время будет передан федеральному уполномоченному по защите прав предпринимателей Борису Титову и руководителям силовых структур.