От фермы до прилавка - не рукой подать

Владелец фермы во Владимирской области рассказал, как из-за контрсанкций расплодилось псевдоэкологическое фермерство, и почему реальному производителю путь к платежеспособному клиенту практически заказан
Новости Автор: 14 декабря 2016, 09:30 3 5437

Бывший столичный пиарщик Дмитрий Климов, удачно реализовавший в последние несколько лет ряд птицеводческих проектов, изложил изданию Афиша Daily свою позицию относительно «бурного роста» российского фермерского рынка в период введения контрсанкций.

Сейчас Дмитрий Климов вместе с коллегой Андреем Куспицем развивают в Александровском ( приподмосковном) районе Владимирской области ферму «Вольный выгул», реализуя яйцо, «молочку», а также мясо птицы и мясную продукцию. Там же фермеры-предприниматели выращивают уток для немассового производства — фуа-гра отечественного происхождения.

По словам Климова, в период действия «контрсанкций», когда большинство импортных деликатесов оказались недоступны российскому потребителю, «у нас махровым цветом расцвело фермерство». Речь о том, что в короткие сроки московские магазины премиум-сегмента оказались под завязку забитыми «фермерской» продукцией, на самом деле выращенной вовсе не бабушками и дедушками на собственных подворьях, а крупными агрохолдингами, штампующими продукты под марками «эко» и «био».

По мнению настоящего фермера из Владимирской области, «в Москве гораздо больше желающих перепродавать фермерские продукты, чем самих фермеров». В результате - «откровенным жульничеством занимаются 90% интернет-магазинов фермерских продуктов, которые мажут бройлерных двухкилограммовых цыплят кукурузой и обжигают их горелкой для деревенского вида».

«Превратить промышленную птицу в фермерский продукт, увеличив стоимость в полтора раза, — не проблема, и этим приемом все активно пользуются. Чем крупнее агрегатор, тем больше он наживается и на фермере, и на покупателе», - говорит производитель. Климова смущает и ценовая политика бешено-плодящихся «эко-брендов». К примеру, в, пожалуй, самой популярной сети фермерских магазинов «LavkaLavka» наценки начинаются со 140%. К слову, не секрет, что политикой компании Бориса Акимова не довольно значительное количество экс-партнеров «ЛавкиЛавки», имеющих хозяйства во Владимирской области.

Самому же производителю заниматься реализацией произведенной продукцией почти нереально — стоимость аренды в «жирных» местах Москвы с хорошим клиентским трафиком реальному фермеру просто не по карману:

«В США место на кооперативном рынке стоит $20–30 в день: можно взять, например, прилавок один раз в неделю. В некоторых штатах фермер вообще платит не фикс, а процент от прибыли: продал на $10 — $2 заплатил. А у нас получается, место на рынке Lavkalavka, которая выступает в качестве субарендодателя в «Меге», стоит 2 300 000 рублей в год. То есть, фермер должен платить в день 7000 за место и 2000 в день — продавцу. Просто отдать 9000 рублей! Теперь понятно, откуда такая цена на башкирский мед? Причем на рынке она еще меньше, чем в магазине. И все это происходит под эгидой заботы о фермерах из провинции, которым вразумили, что они должны столько платить».

По мнению фермера-пиарщика, чем дальше, тем ситуация становится все сложнее. В России - особенно в крупных и платежеспособных регионах - спрос на «здоровую пищу» действительно растет, а «магическая надпись «фермерские продукты» действует как удав на обезьяну». Однако, по мнению совладельца владимирской фермы «Вольный выгул», в современных российских реалиях все это вовсе не на руку реальным производителям:

«На самом деле таким образом слово «фермерство» дискредитируется. Есть, например, в Москве одна чудесная сеть магазинов, за которой скрывается огромный агрохолдинг. Зайдешь к ним на сайт — и там нет ни одной фотографии свиньи. Потому что все свиньи красные, обколотые антибиотиками, они иначе не живут. Но это продается как фермерство, и покупают».

На нападки своего бывшего клиента и компаньона Дмитрия Климова на том же ресурсе Афиша Daily ответил владелец «LavkaLavka» Борис Акимов, рассказавший о сложностях выстраивания большой фермерской сети и издержках специфической работы своего ресурса.

А 12 декабря издание «Ъ», проанализировав большой «сетевой резонанс», который вызвал текст Климова, отметило, что фермер, недавно переставший торговать через сеть Lavkalavka, за короткое время заработал за счет разоблачительной публикации собственную внушительную клиентскую базу. Впрочем «Ъ» отмечает, что недавно сотрудничать с Борисом Акимовым отказался и другой известный фермер Владимирской области - британец Джон Кописки, сказавший изданию «Деньги», «что тоже устал "быть банкиром и финансистом" кооператива».