Овощной этикет

Почему на полках большинства магазинов крупных торговых сетей во Владимирской области нет и в ближайшее время не будет местного картофеля и овощей
Новости Автор: 11 ноября 2015, 14:02 18 6452

9 ноября во владимирском офисе торговой сети МЕТРО, специализирующейся на перепродаже мелкооптовых партий товаров малому бизнесу, прошло награждение лучшего регионального поставщика.

Управляющий торговым центром Михаил Трусов рассказал Зебра ТВ о том, что в настоящее время в их магазин поставляют свои товары более 40 производителей Владимирской области - в основном это крупные, давно зарекомендовавшие себя предприятия. Но при этом, в овощном отделе ТЦ МЕТРО нет ни картофеля, ни овощей, произведенных аграриями Владимирской области.

foto3.jpg

По словам Трусова, этому есть вполне логичное объяснение: для того чтобы местные овощи попадали на полки магазинов крупных сетей, нужна не политическая воля (руководство Белого дома во главе с губернатором регулярно инспектирует магазины на предмет наличия местных овощей), а внятное бизнес-решение.

Управляющий владимирским МЕТРО объясняет, что точка входа в торговые сети для местных СПК может быть только одна - некий кооператив, объединяющий аграриев, на базе которого должна быть создана единая система контроля качества, фасовки, упаковки и штрих-кодирования товаров. Кроме того, фермерам нужен собственный распределительный центр, который будет отвечать за поставки готовой продукции в торговые сети.

foto1.jpg

По словам Михаила Трусова, по этому пути еще несколько лет назад пошел ряд других регионов России, наладивших поставку своих овощей по всей стране. Трусов считает, что участие в данном процессе должно быть интересно всем сторонам - и производителям, и чиновникам.

Михаил Трусов, управляющий торговым центром МЕТРО (г. Владимир):

  • Одно из требований, чтобы продукция, которая приходит к нам, помимо того, чтобы содержала весь пакет документов, которые необходимы для реализации этой продукции (мы его предоставляем по запросу клиента), должна быть обязательно упакована, должна иметь свой штрих-код, тару-фасовку. И это должно быть, скажем так, калибровано и всегда — одного и того же качества
  • Вот это, наверное, первый камень преткновения, как мне ощущается, который фермерам сложно выдержать
  • И только, действительно, объединяясь в холдинг через РЦ, я знаю, есть идея такой создать, это принесет свои плюсы
  • А каждому отдельному фермеру закупать линию, чтобы ставить штрих-код, делать упаковку — это нерентабельно
  • Им нужно создать единый кооператив, который будет поддерживать единые стандарты качества производства, упаковки, штрих-кодирования
  • И уже дальше заключать договоры с торговыми сетями по Владимирской области

Вопрос:

  • В других регионах есть такая вещь? Или это проблема всей России?

Михаил Трусов, управляющий торговым центром МЕТРО (г. Владимир):

  • Во многих регионах уже идут по этому пути. Я до этого работал в Северо-Кавказском федеральном округе — там уже два года назад создано такое предприятие, и они начали объединять местных производителей, фермеров, чтобы начать работать через РЦ и поставлять в сети

Вопрос:

  • Это должна быть инициатива чиновников или инициатива бизнеса?

Михаил Трусов, управляющий торговым центром МЕТРО (г. Владимир):

  • А это органическая вещь, без которой не получится дальнейшее развитие сельского хозяйства
  • Если я торгую через прилавок, я могу индивидуально пообщаться, взвесить, набрать какой необходимо и продать
  • Если я работаю в большой сети гипермаркетов, где проходимость сотни человек в день, я физически этого не смогу сделать
  • Либо мне придется набрать очень много народу, очень много весов поставить — все это упаковывать, взвешивать и определять
  • Мы же продаем не один только сорт картошки. Мы продаем несколько сортов разной картошки — для запекания, импортной
  • И это идут уже трудозатраты, это вкладывается в цену. А все, наоборот, все пытаются оптимизировать и сделать как можно проще

Заместитель директора департамента сельского хозяйства Владимирской области пояснил Зебра ТВ, что разговоры о создании фермерского кооператива идут в регионе уже много лет. Но объединить фермеров и определить с ними общие правила игры никак не удается.

Константин Демидов, заместитель директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области:

  • Объединить фермеров в виде какого-то кооператива мы пытаемся постоянно — это ежегодно происходит
  • К сожалению, у нас фермерская ниша пока еще очень разрознена и малочисленна. Мы сегодня примерно только 2,5% продукции растениеводства производим в фермерском сегменте
  • И, фактически, крестьянско-фермерские хозяйства, которые производят картофель и овощную группу — они, можно сказать, единичны
  • И объединить их достаточно сложно. По нескольким причинам
  • Во-первых, они у нас находятся в разных муниципальных образованиях, то есть, они территориально разрознены
  • Они разные по уровню развития производства, поэтому у них разная себестоимость продукции
  • Они разные сорта производят и даже у картофеля совершенно разный товарный вид
  • Поэтому их объединить сложно. Как правило,у нас все останавливается на стадии образования кооператива
  • Поэтому сражу же идет речь о том, кто будет нести организационную, административную нагрузку. Кто будет первоначально вкладываться в развитие, в создание какой-то базы этого кооператива
  • Конечно, все это бесплатно сделать нельзя административным ресурсом
  • Хотя мы и готовы оказывать и административную поддержку, и вплоть до материальной поддержки
  • У нас по госпрограмме мы можем оказывать государственную поддержку на создание и модернизацию кооперативов
  • Но, к сожалению, у нас пока крайне низкая активность именно фермеров

Правда, сказать, что никаких попыток наладить работу с овощами по схеме, принятой во всем мире, во Владимирской области не предпринимается вовсе, было бы не правильно.

Например, некоторое время назад руководство предприятия «Авангард» заявило о планах реконструкции бывшей овощебазы, расположенной в микрорайоне Юрьевец города Владимира.

Тем не менее, крупный овощной оптово-логистический центр, который должен был быть полностью реконструирован уже в 2015 году, на полную мощность так и не заработал. Демидов пояснил, что руководство бизнес-структуры не смогло получить кредит в необходимом для этого объеме. Подробнее о ситуации — здесь.

Замдиректор регионального департамента сельского хозяйства поясняет, что реконструировано всего четверть заявленных площадей, которые компания использует для собственных нужд - хранения и переработки лука, привезенного в основном из южных регионов России.

"С колес" на базе в Юрьевце перерабатывается и некоторое количество других овощей - картофеля, моркови, свеклы и капусты (в том числе и выращенных на полях Владимирской области). Но об их хранении речи пока не идет.

Константин Демидов, заместитель директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области:

  • У этой компании все получается. Но, к сожалению, в связи с экономическими проблемами несколько замедлились процессы — они не смогли получить кредит в том объеме, в котором планировали
  • И на сегодня реконструировано только процентов 25 тех хранилищ, реконструкцию которых к настоящему времени уже планировалось завершить, наверное
  • И на сегодня компания приняла свое узкоспециализированное направление. Она на сегодня больше занимается луком
  • Но поскольку лук — не совсем типичная культура для нашего региона — это более южная культура. И, конечно, с нашими фермерами они работают по минимуму

Вопрос:

  • То есть, они сюда привозят продукцию из других регионов?

Константин Демидов, заместитель директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области:

  • Да, они привозят сюда. Дорабатывают здесь этот лук, хранят его здесь.
  • У них есть замечательное оборудование по чистке, резке, упаковке этого лука. Они поставляют его и в торговые сети, и даже в «Макдональдс»
  • Примерно то же самое они делают и с овощной продукцией. Но они ее не хранят, а закупают и сразу перерабатывают и отправляют на реализацию