Возрожденное после 2 лет простоя предприятие - это один цех в бывшем четвертом корпусе гусевского хрустального завода. Главное место здесь занимает новая большая горшковая печь для варки стекломассы, несколько печей для отжига, линия алмазной обработки. Химическая полировка пока производится в другом месте. Из 6 котлов горшковой печи пока запущено только два, каждый из них вмещает полтонны стекла.
На долгожданное открытие съехалось множество гостей, в том числе из Москвы, были областные власти, депутаты Законодательного Собрания Владимирской области. Пришли жители Гусь-Хрустального и старые работники завода, и в первую очередь именно для них этот день стал действительно счастливым. После достаточно продолжительного митинга у горшковой печи губернатор Владимирской области Светлана Орлова дала первый гудок восстановленного завода, и бригада стеклодувов на глазах у зрителей начала колдовать с раскаленной стекломассой. Самый опытный стеклодув Евгений Гусев смастерил разноцветного хрустального коня – символ наступающего года. Это «почти первое» изделие восстановленного завода досталось Светлане Мельниковой, и после отжига конь, очевидно, займет свое место в гусевском музее хрусталя.
Хрустальный цех-завод восстановили за рекордно короткий срок, всего за 9 месяцев, - говорит его генеральный директор Игорь Кашин. В апреле начался демонтаж старого оборудования, а 15 декабря зажгли новую печь. Уже сделаны первые изделия и отправлены заказчику – президенту Всероссийской федерации плавания Владимиру Сальникову для награждения участников крупного турнира.
На подобных заказчиков новый завод и будет в основном ориентироваться. Причем, на достаточно состоятельных. Заказов уже сейчас- на полгода вперед. Среди пожелавших купить гусевской хрустальный эксклюзив - «Газпром», «Трансаэро», РПЦ. Главный инженер завода Николай Воробьев подчеркивает, что предприятие может сделать все, что заказчик пожелает – от хрустальных шахмат до хрустальных столов и лестниц. Шахматы, правда, обойдутся клиенту примерно в 200 тысяч рублей, стол – в полмиллиона.
Будет «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова» выпускать и «сувенирку», и так называемую, «условно серийную продукцию» - стаканы, рюмки, вазы, подсвечники. Правда, как говорят «новые гусевские хрустальщики», и это все будет эксклюзивное, а не то, что осталось в сервантах с советских времен.
Один из собственников завода, депутат Законодательного Собрания Владимирской области Алексей Русаковский подчеркнул: «Все вековые традиции будут здесь соблюдаться – технология это полностью позволяет. Не будем делать массово рюмки, фужеры, рога, которые стояли в приснопамятные времена по сервантам и за которые дрались. Они не будут делаться, потому что эта массовка сегодня никому уже не интересна. Современные художники будут делать те изделия, которые станут радовать глаз. У нас нет заводов по производству картин Репина, Айвазовского, Шишкина. Были заводы по производству ковриков – «налетай, не скупись, покупай живопись». Вот «живописью» мы заниматься не будем. А высокохудожественными изделиями заниматься будем».
Объем частных инвестиций в проект составил больше 100 миллионов рублей. Около 80 миллионов из этой суммы выделил в качестве кредита на 5 лет под 12% Московский индустриальный банк. Заручиться поддержкой президента МИнБа Абубакара Арсамакова, по словам Русаковского, удалось при помощи губернатора Орловой. Оставшуюся часть суммы вложил директор ВЭМЗа и его коллеги-бизнесмены.
«Говорить о прибыли и рентабельности не совсем уместно, - заявил генеральный директор завода Игорь Кашин, для которого ГХЗ уже четвертое восстановленное предприятие. - Современный рынок насыщен китайским хрусталем, поэтому «о высокой рентабельности говорить нельзя, скорее это ближе к артельному бизнесу, где люди работают с душой, самоокупая производство, получая не очень большую прибыль. Прибыль какая-то будет, предприятие должно быть безубыточным. Но это не высокорентабельное производство, однозначно», - подчеркивает Кашин.
Алексей Русаковский, однако, настаивает, что это не артель, и не художественная мастерская, а именно завод. На 24-метровой печи для обжига собственники повесили плакаты с концепцией реконструкции всех 12 гектаров заводского комплекса. Однако искушенный в этих вопросах Кашин заявил, что для частного бизнеса без федеральных инвестиций проект этот будет неподъемным.
Светлана Орлова, ознакомившись с проектами, заявила, что областные власти намерены восстанавливать весь завод, возродить школу стеклодувов, и вообще превратить Гусь-Хрустальный в город мастеров.
На заводе будут работать около 120 человек (напомним, что в лучшие годы на ГХЗ работало до 7 тысяч). Сейчас трудятся три местных художника, бригада из пяти выдувальщиков, бригада алмазчиков, а также директор, главный инженер, главбух, начальник отдела продаж, главный энергетик. В среднем, по словам директора, рабочие пока будут получать около 20 тысяч рублей. В планах руководства пригласить на завод художников с мировыми именами, в том числе из-за рубежа.
Главный инженер Николай Воробьев говорит, что после запуска всех 6 котлов горшковой печи объем производства составит 60 тонн хрусталя в месяц, хотя это не предел. Что касается компонентов для изготовления стекломассы, Воробьев сказал, что кварцевый песок пока закупается на Украине, что местный не позволяет достичь нужного качества хрусталя. Однако, подчеркнул главный инженер, в Гусь-Хрустальном районе будет открываться немецкая линия по обогащению песка, и если он будет соответствовать всем требованиям, завод будет использовать его.