«Аномальная дорога» с «блудными местами»

Как в XIX и начале XX века ездили из Владимира в Рязань, и почему заброшенные дороги так привлекают любителей аномальных зон
Новости Автор: 18 ноября 2013, 11:55 2 58955

Среди предложений по внутреннему туризму, которыми владимирские агентства предлагают заполнить нам свой досуг, особняком стоят экстремальные экспедиции. Путешественников заманивают всеми прелестями похода, а также раскопками, работой с металлоискателем и аномальными зонами, в которых встречаются «практически все аномальные явления» - хронозоны, "блудные места", гигантские растения, загадочные животные, древние люди и капища. Среди нескольких предлагаемых экстремальных маршрутов, есть и «Древнерязанский тракт» - старая дорога из Владимира в Рязань, в настоящее время не функционирующая, основательно заросшая и забытая. Только отдельные ее участки стали проселочными или лесными дорогами, а небольшая часть старого тракта слилась с автодорогой «Владимир-Радужный».

Влад_17_IV_3.5.jpg

Та трасса, которая связывает сегодня Владимир с Рязанью, проходящая через Бараки, Гусь-Хрустальный, Курлово, Туму и Спас-Клепики - оформилась не так давно - к середине прошлого века. До этого времени два важных города соединял Большой Рязанский тракт, проходящий совершенно по другим местам, чем теперь.

Влад_17_IV_3.10.jpg

Имеющиеся данные о времени возникновения и функционировании дороги до XIX века носят скорей характер преданий. До второй половины позапрошлого столетия тракт имел статус почтовой дороги, потом был переведен в разряд проселочных.

Маршрут

Примерно в том месте, где теперь находится Областная Клиническая больница, Рязанский тракт отделялся от Муромской дороги и брал южнее. Около километра дорога проходила по лесу, называющемуся теперь Загородным парком (остатки тракта в парке сохранились до сегодняшнего дня). За деревянным мостом через Черную речку от Рязанского тракта отделялась еще одна одна важная дорога - Касимовский тракт.

Далее, до границы Владимирской губернии, Рязанский тракт проходил вблизи следующих населенных пунктов:

Селение Положение по отношению к дороге Современное состояние
Ладога, дер. Слева, чуть в отдалении Существует
Соколово, дер. Слева, в районе нынешнего Южного объезда Исчезла в начале XIX века
Дубровка, дер. Слева, чуть в отдалении, территория современных Электроприборовских садов Исчезла в ХХ веке
Рязановка, дер. Слева, чуть в отдалении, территория современных Электроприборовских садов Исчезла в ХХ веке
Комлевская, дер. Слева, чуть в отдалении, в районе Улыбышевского кладбища Исчезла в середине XIX века
Белый хутор При дороге, вблизи Улыбышевского кладбища Исчез в 20 веке
Ванеевка, дер. Справа, чуть в отдалении Существует
Богдановка, дер. На дороге Исчезла во второй половине XX века, сейчас поле
Головино, дер. На дороге Существует, вошла в состав поселка Головино
Крюково, дер. Справа, при дороге Существует
Каменица, дер. На дороге Существует
Стариково, дер. Справа, при дороге Существует
Никола-на-поле, погост Слева, в отдалении Существует, нежилой, есть церковь
Душенькино, дер. Слева, чуть в отдалении Нежилая
Коровино, дер. На дороге Исчезла в ХХ веке
Пашино, дер. (Пашинская) На дороге Исчезла в ХХ веке
Часовенская лесная стража (и постоялый двор) На дороге Не существует
Васильевский, хутор На дороге Нежилой
Савинская, дер. Слева, чуть в отдалении Существует
Гришки, дер. (Гришинская) На дороге Существует
Аббакумово, дер. Слева, почти вплотную Существует
Труфаново, дер. На дороге Существует
Эрлекс, погост На дороге Существует
Будевичи, дер. На дороге Существует

Длина Рязанского тракта в пределах Владимирской губернии составляла примерно 75 верст. Дорога пересекала 5 волостей: Погребищенскую и Подольскую Владимирского уезда (21 верста), Авдотьинскую, Березниковскую и Ягодинскую Судогодского уезда (54 версты).

IMG_8316.JPG

Дорога четырежды пересекала реку Поль (Поле): на участке между деревней Стариково и Николопольским погостом, между деревнями Коровино и Пашино (несколько южнее) и после погоста Эрлекс. В этих местах возводились мосты. Самым трудным участком дороги были три десятка верст между деревнями Коровино и Гришками. Здесь в междуречье Поли и Бужи была болотистая низинная местность - лесная и безлюдная.

Содержание и благоустройство тракта

Проезжавший в 1886 году из Владимира в погост Никола-на-Поле по тракту некто К. Смирнов писал:

«Путь для пешего и конного чрезвычайно неудобный, можно сказать первобытный: путь, которым во время оно укрывались от татар владимирцы и рязанцы. Кого винить в неисправности дороги - земство или крестьян местных - неизвестно постороннему путешественнику; но русское излюбленное авось да как-нибудь и здесь выручает мужика…».

Главной причиной плохого состояния дороги было затруднение и крестьян, и земства в средствах. Крестьяне содержали те участки тракта, которые пролегали по их наделам. Земство иногда помогало крестьянам: выдавало пособия на поддержание в исправности деревянных мостов тракта. Позднее, в конце XIX века оно постановило принять мостовые сооружения Рязанской дороги на свои средства.

IMG_7203.JPG

Однако земского дорожного капитала постоянно недоставало. Поскольку тракт не имел стратегического значения, в расходных статьях годовых бюджетов, например, судогодского уездного земства, он попадал обычно во вторую очередь, после Симбирского и Касимовского трактов. Но кое-что все же делалось: исправлялись и перестраивались мосты: на гиблом месте между деревнями Коровино и Пашино вместо трех мостов над рекой Поль и протоками в конце ХIХ - начале XX веков была насыпана дамба длинной около 210 сажен.

Езда на перекладных. Земские конные пункты

Для передвижения на Рязанском тракте в пределах Владимирской губернии во второй половине XIX века было два земских конных пункта (не считая владимирского): в деревнях Коровино и Гришки. Гоньба была довольно значительной. Лошадей в пунктах в разные годы было от 2 до 5, ежегодный пробег каждой из которых составлял несколько тысяч верст.

IMG_1579.JPG

Несогласованная дорожная политика судогодского и владимирского уездных земств на истории конных пунктов просматривается очень хорошо. Например, постановлением владимирского земского собрания ямщики обязаны были бесплатно везти служащих лесного ведомства из Владимира до пункта в Коровино. Обратно, во Владимир, из Коровино лесных чиновников бесплатно уже не везли, потому что у судогодского земского собрания аналогичного постановления, не было.

Значение дороги

Движение по тракту, особенно до открытия в начале ХХ Владимиро-Рязанской железной дороги, было оживленным. Тракт соединял Владимир с Рязанью, обслуживал множество деревень юго-западной части губернии, крестьяне которых поставляли на владимирские базары продукты, сено, дрова, уголь. В тракт от селений вливались множество проселочных дорог. В базарные дни еще затемно выезжали на телегах или санях крестьяне во Владимир. Обычно ехали обозом в 3-4 телеги. Под дугу упряжки головной лошади вешали керосиновый фонарь для освещения дороги. Очень боялись грабежа. У дороги была недобрая разбойничья слава.

IMG_1541.JPG IMG_1558.JPG

По Рязанской же дороге ездили в Николопольский (9 мая) и Палищенский (2 августа) погосты на ярмарки, приходящиеся на престольные праздники этих селений. Особо богатая ярмарка была в рязанском погосте Палищи (ныне Гусь-Хрустальный район Владимирской области), также лежавшем на Рязанском тракте.

К тракту были привязаны лесопильные заводы больших казенных и частновладельческих лесных дач Судогодского уезда (Баглачевской, Коровинской, Иванищевской и др.). По нему же возили торф с местных разработок. Тракт связывал с миром Тасинский и Иванищевский хрустальные заводы. От обоих заводов к дороге шли подъездные пути. Подъезд от Иванищ, выходящий на тракт в районе Часовенской стражи, ежегодно поддерживался владельцами хрустального завода – купцами братьями Панфиловыми.

IMG_9974.JPG

Рязанский тракт и Владимиро-Рязанская железная дорога

Построенная в 1899-1901 годах, Владимиро-Рязанская узкоколейная железная дорога разгрузила движение по Рязанскому тракту, привязала к себе окрестные деревни и лесоразработки. Значение Рязанского тракта уменьшилось.

Железная дорога в некоторых местах Владимирского уезда прошла прямо по тракту. Крестьяне оказались стеснены в передвижении. Во Владимирском Архиве сохранилось весьма путанное прошение жителей деревень Богдановки и Головино Подольской волости относительно этой проблемы:

«7 июня 1900 года

Во владимирскую комиссию по оценке земли,

отходящей под постройку

Тумо-Владимирской узкоколейной железной дороги.

От крестьян общества д. Головино и Богдановки

Подольской волости.

Прошение.

Так как в нашей местности ведется означенная узкоколейная железная дорога, проезд по большой дороге, по которой у нас находится проезд и ход, а в настоящее же время мы находимся в крайне стесненном положении и лишаемся своей дороги, а именно остаемся положительно без дороги, куда ездить и где, но не делать же разные объезды по несколько верст. Вина не наша, а в крайнем случае мы должны быть удовлетворены, раз у нас отнята настоящая проездная дорога, то поэтому нужно нам указать то место дороги, где бы могли совершенно свободно и без всякой опасности ездить, как должно, и не находиться в стесненном положении. Занятая же железной дорогой наша проездная дорога называется большая трактовая из Владимира в Рязань.

А посему мы имеем покорнейше просить Владимирскую комиссию согласно вышеизложенного взойти в наше положение и сделать с своей стороны должные распоряжения об указании нам мест для проезду. В чем и подписываемся».

Владимирской оценочной комиссией по отчуждению земли - посредником между землевладельцами и строителями железной дороги - прошение было прочитано и рассмотрено. На Общество Подъездных Путей было возложено обязательство: проложить на крестьянской земле новый участок тракта, а за землю уплатить деревням вознаграждение.

IMG_7232.JPG

Та же ситуация была на участке близ деревни Черепово, принадлежавшей череповским братьям Калашниковым и крестьянке села Богослова Александре Мусатовой. «Манчжурка» (неофициальное название Владимиро-Рязанской узкоколейной железной дороги) занимала здесь часть тракта с тремя мостами через речки. Для проведения нового участка тракта нужно было рубить лес и строить три новых моста. Калашниковы обратились в комиссию с просьбой обязать Общество построить мосты или выдать им за каждый по 150 рублей (всего - 450 руб). Общество предложение об оплате отклонило и взяло постройку нового участка со всеми сооружениями на себя.

Из истории некоторых придорожных селений

- Деревня Ладога Погребищинской волости. В конце XVIII - начале XIX веках Ладога принадлежала сыну первого владимирского губернатора Романа Воронцова - Александру Воронцову. Основным промыслом крестьян Ладоги, а также соседних деревень Дубровки и Рязановки, стоящих на тракте, была работа прислугой и полотерами во владимирских трактирных заведениях. Этот вид отхода вообще был распространен в приходе села Погребищи (оно же Никола-Яслища, Угольная Яма, Самара). По одному из народных названий села – «Самара» всех работников трактиров из погребищинской округи во Владимире звали «самаровцами».

IMG_9610.JPG

- Деревни Богдановка и Головино. В XVIII веке обе деревни принадлежали владимирскому Успенскому собору. Богдановка и Головино стояли прямо на дороге и в конце XIX века в обоих были постоялые дворы.

IMG_8318.JPG

- Погост Никола-на-Поле. Селение было знаменито старинным чудотворным образом святителя Николая, явившимся на роднике. Над святым ключом в XIX веке стояла деревянная часовня, к которой со всей округи и из разных мест губернии приходили богомольцы. Сама каменная двухэтажная Никольская церковь погоста, взамен деревянной, была выстроена в 1818-1822 годах. Особым покровительством Николая Чудотворца объясняли крестьяне отсутствие в николопольском приходе в XIX веке случаев повальных болезней скотины.

IMG_1480.JPG

- Деревни Душенькино, Коровино, Пашино. Эти были настоящие лесные селения. Почти вплотную к ним примыкал огромный массив Баглачевской казенной дачи. Во время лесных пожаров, возникавших чаще всего летом во время страды, крестьяне трех деревень обязаны были бесплатно тушить огонь, что отнимало немало времени. Так, например, в 1901 году 226 человек из этих селений выходили на тушение пожаров 11 раз.

Аномальность

В 2003 году от Коровино и Пашино уже не оставалось и следа. В Душенькино стояло несколько домов. Из них обитаем был только один. Одинокий престарелый мужчина жил среди дикого леса и безлюдья и даже держал коз.

dushenkino-20616.jpg

Фото с сайта http://foto-planeta.com

http://foto-planeta.com/photo/120616.html

На вопрос про аномальные зоны, гигантские растения, загадочные места на бывшем Рязанском тракте, мужчина только посмеялся. Из аномальных явлений он припомнил только сплав активистов партии ЛДПР по речке Поле, на которой через каждые 2 метра мель и завал деревьев. А вот информацию о блудных мест абориген подтвердил, предупредив, что дальше в сторону Рязани лучше не двигаться - можно и не выйти из леса. Если от Владимира до Душенкино тракт еще фрагментарно сохранился, то дальше все заросло елками да соснами.

IMG_1597.JPG