В архиве официального представителя команды «КАМАЗ-мастер» по Нижегородской, Владимирской и Кировской областям Андрея Чудакова сохранились редкие фотографии экстремальных трофи по просторам Владимирской области на экзотических кроссово-туристических автомобилях класса «багги», сделанных умельцами в заброшенном помещении одной из вязниковских фабрик.
Считается, что багги родились в США в середине прошлого века. Американцы придумали «облегчать» старые легковые автомобили: снимали с них двери, крылья и даже кузов и в таком виде ездили по бездорожью. Со временем экстремалы начали устраивать на таких машинах соревнования. Гонки на багги начали набирать популярность и в других странах.
СССР тоже не остался в стороне. Много поклонников багги в нашей стране появилось среди подрастающего поколения. Журналы «Техника-молодёжи» и «Моделист-конструктор» предлагает собирать вручную кроссово-туристические автомобили с мотоциклетными двигателями рабочим объёмом 350 кубических сантиметров или моторами от «Запорожца». Во всех регионах стали появляться багги-клубы, пионеры начинают усиленно корпеть над внедорожниками и испытывать их на республиканских и всесоюзных соревнованиях.
Багги-клуб с названием «Вираж» появляется в 1970-х и в Вязниках Владимирской области. Андрей Чудаков, с юных лет увлеченный кустарным автопроизводством, рассказывает драматическую историю, как его друзья из «Виража» чуть ли не с помощью рейдерского захвата обзавелся площадями для своей деятельности:
«Сначала была проведена стремительная операция по захвату очень удобного для этих целей помещения – паровозного узкоколейного депо площадью в полторы сотни квадратных метров, с электропроводкой, водопроводом, отоплением и канализацией. Оно принадлежало объединению «Вязниковский льнокомбинат», но после ликвидации производств в заречной территории узкоколейный транспорт фабрикам стал не нужен, депо опустело... Замок на воротах оказался то ли не слишком надёжным, то ли его вообще не было. Поэтому начальная часть наглого рейдерского захвата длилась не более пяти минут».
Юные умельцы тут же приступили к делу: за несколько недель на основе агрегатов от серпуховских двухместных четырёхколёсных автомобилей-мотоколясок С3А и С3Д были собраны первые багги. Их тут же начали испытывать неподалеку — на заливных клязьминских лугах. Через какое-то время, вспоминает Андрей Чудаков, опомнился директор льнофабрики Александр Нестеров:
«Он появился в депо неожиданно, в сопровождении помощника и начальника охраны. Не говоря ни слова, медленно прошёлся через всё депо, также молча и не спеша внимательно рассмотрел стоящие на импровизированном стапеле неказистые строящиеся машинки… Задумался секунд на десять, затем сказал только одно слово: «Занимайтесь!» и ушёл… Через пару дней рабочие занесли в депо старый, но ещё пригодный к работе сверлильный станок, электронаждак, стальной стол-верстак с закреплёнными на нём тисками...».
По воспоминаниям членов автоклуба «Вираж», собранным Чудаковым, до 1991 года в паровозном депо было построено около 30 внедорожных спортивно-туристических микроавтомобилей.
«Были среди них и уникальные конструкции. Например - багги с колёсной формулой 6Х4. В соревнованиях они не участвовали, зато автопробегов по местной глубинке было немало. В любое время года юные автоконструкторы выезжали в заречные просторы, штурмовали овраги, торфяники, болота… Забирались в самые отдалённые территории Вязниковского района», - вспоминает Андрей Чудаков.
Как многие хорошие творческие начинания, автоконструирование клуба «Вираж» закончилось в начале 1990-х. Льнокомбинат отказался от содержания на своей территории энтузиастов-самодельщиков. Некоторые из них до сих пор участвуют в гонках, трофи и ралли, но используют для этого обычные машины заводской сборки. Багги, произведенные на вязниковском «Вираже», остались только на фотографиях.
Хотя, как говорит Андрей Чудаков, одна из машин чудесным образом сохранилась и стоит в кружке «Автоконструктор» вязниковского Центра дополнительного образования для детей.