Регистрация / Вход Вт, 06 декабря 2016, 20:58

«Богоматерь Боголюбскую» не вернут, как минимум, два года

Икону «Богоматерь Боголюбская», которую в 2009 году забрали на реставрацию из Свято-Успенского Княгинина монастыря во Владимире, еще 2 года будут наблюдать специалисты в реставрационной мастерской Владимиро-Суздальского музея-заповедника
26 Января 2016, 08:33 3 1327

В четверг, 28 января, в Москве, в выставочном зале Всероссийского Художественного Научно-Реставрационного Центра имени академика Грабаря откроется выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». 100 лет исследований. Ответы реставрации». Реставраторы отчитаются об уникальной операции по спасению православной реликвии, памятника федерального значения – иконы «Богоматерь Боголюбская».

Напомним, в июне 2009 года икону забрали из владимирского Княгинина монастыря, обследовали и начали «лечить» - все эти годы реставраторы из московского Центра приезжали во Владимир и работали в реставрационной мастерской Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ), перевозить реликвию в столицу было нельзя. Сегодня основной этап реставрации позади. Но на последнем реставрационном совете было принято решение: святой образ останется в закрытой для посторонних мастерской владимирского музея, как минимум, на 2 года.

bogolyubovskaya.jpg

Образ «Богоматерь Боголюбская» был написан в период между 1158–1160 годами по заказу Андрея Боголюбского, перенесшего столицу древней Руси из Киева на Северо-Восток. Как гласит предание, Богородица явилась князю Андрею и повелела поставить перевезённую из Вышгородского монастыря в Киеве византийскую икону во Владимире. На месте явления был основан Боголюбов монастырь, в котором в течение многих столетий и находилась написанная по заказу князя икона.

В 1918 году «Богоматерь Боголюбскую» осмотрела Комиссия по сохранению и реставрации древней живописи под руководством Анисимова, Георгиевского и Грабаря — и обнаружила, что икона находится в тяжелейшем состоянии: доска была ветхой, левкас наполовину осыпался, поверхность была под олифой и многочисленными наслоениями записей. Почти 100 лет назад сотрудники Комиссии провели укрепление грунта, доски, частично раскрыли красочный слой.

Икона поступила во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году. Далее была чрезвычайно сложная и длительная реставрация образа в мастерских ВХНРЦ имени Грабаря с 1958 года до 1978 года. Однако даже после нее состояние сохранности «Богоматери Боголюбской» требовало особого режима экспонирования. Возвращенная после двадцатилетней реставрации икона более десяти лет выставлялась в исторической экспозиции владимирского музея-заповедника.

В 1993 году Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий обратился к руководству музея-заповедника с просьбой о передаче святой иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря города Владимира. Решение о выдаче на временное хранение было принято только после того, как по заказу музея в храме была установлена специальная витрина, которая обеспечивала постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.

На основании соглашения, утверждённого начальником комитета по культуре администрации Владимирской области, в чьём ведении тогда находился музей, 31 марта 1993 года «Богоматель Боголюбская» была передана во временное пользование монашеской общине. Реставраторы и хранители музея постоянно наблюдали за ее состоянием.

В 1998 году из-за сбоев в работе датчиков витрины состояние сохранности памятника стало вызывать тревогу. 31 июля 1998 года икона была перемещена в новую, изготовленную в Германии климатическую витрину.

Но и это не спасло икону от разрушения в действующем храме. Временное хранение реликвии в Княгинином монастыре закончилось летом 2009 года. На иконе были обнаружены признаки ухудшения ее состояния. Обследовавшие реликвию специалисты связали это с нарушением температурно-влажностного режима в церкви: монастырь сделал гранитный пол, отключал осушители, рядом крестили младенцев. В итоге уникальный памятник покрылся плесенью, красочный слой отстал, появилось шелушение. Икона могла просто осыпаться, заявили тогда реставраторы Центра имени Грабаря.

Икону в горизонтальном положении разместили в отдельном помещении реставрационных мастерских ВСМЗ. По решению Реставрационного совета был проведён обширный комплекс исследований, на основании которого разработана методика реставрации уникальной иконы. Работы по спасению реликвии проводил один из лучших специалистов в области реставрации темперной живописи, реставратор высшей категории ВХНРЦ имени Грабаря, кандидат искусствоведения Александр Горматюк.

В настоящее время основная фаза реставрационных работ завершена, - сообщает Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Однако чрезвычайная ценность и хрупкость древней иконы требуют внимательного наблюдения за её сохранностью. Последний Реставрационный совет, состоявшийся 15 января 2016 года, принял решение о необходимости проведения двухлетнего мониторинга за состоянием иконы. В этот период икона будет находиться в реставрационной мастерской музея. В ходе мониторинга будут выработаны принципы экспонирования иконы, учитывающие необходимые климатические и технические параметры.

А вот ставит ли владимирская Митрополия вопрос о возвращении отреставрированного святого образа обратно на временное хранение в Княгинин монастырь, - тема, по словам музейщиков, сложная. Главный хранитель Владимиро-Суздальского музея-заповедника Ольга Петрова пояснила Зебра ТВ, что сейчас вопрос о каком-либо экспонировании «Богоматери Боголюбской» речи не идет в принципе - окончание основного этапа реставрации это еще не вся реставрация. Главное - в ближайшие 2 года памятник будет закрыт и для верующих, и для ценителей древнерусского искусства.

Смотрите также
Трагедия церковной реституции
Кто виноват в обрушении балкона здания бывшей Городской Думы, в результате которого в 1993 году серьезно пострадала жительница Владимира
Суздальские гуси всех победили
Делегация Владимирской области вернулась с победой со Всероссийской открытой ярмарки событийного туризма «Russian Open Event Expo», награду получил проект, которому уже 12 лет