Дореволюционные гайд-парки Владимира

Железнодорожные будки, старицы в пойме Клязьмы и овраги за заставой - вот где в начале 20 века оппозиция могла несогласованно собраться в городе Владимире и критиковать власть
Новости Автор: 30 марта 2017, 08:59 12 7375

Сведения о том, где во Владимире в начале 20 века «несогласованно» собирались граждане, находившиеся в оппозиции к царскому режиму, можно найти в книге «Владимирская окружная организация Р.С.-Д.Р.П (Материалы к истории социал-демократической работы во Владимирской губернии) 1892-1914», выпущенной под редакцией А. Н. Асаткина в 1927 году. Этот 847-страничный труд стал настольной книгой для нескольких поколений владимирских историков и краеведов советской поры.

IMG_2684.JPG

Указать определенно, с какого момента можно вести отсчет владимирского революционного движения, сложно. В 1890-е годы во Владимире появились первые разрозненные и слабые социал-демократические кружки. В конце 1901-начале 1902 годов Северным Рабочим Союзом РСДРП была сделана первая попытка создать во Владимире социал-демократической группу. В середине 1905 года в городе начинает оформляться Владимирская окружная организация РСДРП, активно функционировавшая до 1907-1908 годов - времени окончания первой русской революции и начала жесткой реакции властей.

IMG_2686.JPG
IMG_2690.JPG

В годы существования «Окружки» во Владимире появляется много революционеров, подпольные типографии, явочные и конспиративные квартиры. В городе печатают и расклеивают листовки, прокламации, ведется пропаганда среди горожан и солдатских масс, происходят тайные встречи в домах и так называемые «массовки» - нелегальные собрания под открытым небом под городом, в которых принимали участие не только революционеры, но и простые жители Владимира. Власти и полиция, как могли, боролись с оппозицией: устраивались обыски и аресты, велась слежка и наблюдения, внедрялись провокаторы, проходили черносотенные погромы.

0103_256.JPG

Тайные встречи и совещания революционеров происходили на квартирах, где жили социал-демократы (большая часть их до сих пор отмечена мемориальными досками), а также в некоторых общественных зданиях и на улицах. В литературе о Владимирской окружной организации РСДРП можно найти сведения, что встречи проходили, например, в Народном доме (нынешний Театр кукол), в «пивной у кузниц на Студеной горе», на Поцелуевом мосту через реку Лыбедь, к которому раньше спускалась лестница с улицы Кремлевской, на «тарелке» - Пушкинском бульваре, в Липках около современных Палат и в других местах.

IMG_2688.JPG

Про места «массовок», где революционеры и оппозиционно настроенные владимирцы и солдаты могли нелегально «коллективно обсудить общественно значимые вопросы и выразить общественные настроения», пишет старый большевик Федор Благонравов в статье «От «Северного рабочего союза» до войны 1914 года», опубликованной в книге «Владимирская окружная организация Р.С.-Д.Р.П». По его сведениям, собрания под открытым небом, первые из которых скорее можно назвать летучками, проводились с лета 1905 года.

IMG_2709.JPG

Одним из таких нелегальных «гайд-парков» была лесная роща около 3-й будки на «Манчжурке» - то есть на узкоколейной Владимиро-Рязанской железной дороге (нынешняя «Тумская ветка»), где-то в районе современного Мелькомбината.

«Владимир Николаевич (Изволенский, революционер - прим. редакции) вспоминает, что ему довелось секретарствовать... на партийном собрании в лесу за 3-й будкой, где обсуждался план работы, заслушивался отчет о работе кружков, происходили выборы и прочее. Число присутствовавших на этом собрании он определяет примерно в 10-15 человек (печатники, приказчики, булочники, железнодорожники)... Припоминает Изволенский массовку у 3-й будки по узкоколейке, где присутствовало человек 30 и где Владимиру Николаевичу пришлось стоять с газетой в руках патрульным», - пишет Благонравов.

«Патрульная служба» на «массовках» была обязательной мерой предосторожности. Патрульный в случае приближения полиции или других подозрительных лиц, должен был немедленно известить об этом собравшихся, чтобы они оперативно рассеялись по местности.

b17225.jpg

Чаще оппозиционеры собирались на «массовки» в пойме за Клязьмой. Здесь у них было несколько точек: в районе Рахманова перевоза (в районе современной турбазы «Ладога»), у Тяпшиной заводи, у мыловаренного завода (современные пойменные луга за Коммунаром).

«Вспоминается одна из первых массовок за дамбой, недалеко от мыльного заводика, организованная 1-го мая 1905 или 1906 года (выступавших на этой массовке не помню...), состоявшая почти исключительно из интеллигентской публики».

«К концу лета или в начале осени 1095 года на небольших массовках были дискуссии с эсерами, против которых выступали П. И. Лебедев и Л. С. Зеликсон».

«В 1906 году А. Д. Кумошенским была организована массовка у Рахманова перевоза, сорванная по неопытности патрульной, поднявшей ложную тревогу».

«Позднее была организована массовка у мыльного завода, разогнанная затем стражниками. По словам С. И. Гульшина, срыв этой массовки помог одному из полицейских чинов построить себе на этом карьеру».

«Помню массовку за Клязьмой, которую проводили наши организаторы и где должен был выступать А. С. Самохвалов, но о ней разузнала полиция, и собравшимся пришлось удирать, частью, как передавали, на лодках».

IMG_2691.JPG

Активными участниками владимирских антиправительственных собраний под открытым небом были ставшие потом известными большевик и литературовед Павел Иванович Лебедев-Полянский и большевик Павел Батурин, погибший впоследствии вместе с Василием Чапаевым под станицей Лбищенская.

39264_2.jpg

О «массовках» за Клязьмой с драматическими событиями вспоминал и старый владимирский революционер Владимир Румянцев. Вот что он писал в газете «Призыв»:

«Во Владимире я принимал участие в подпольной большевистской организации. Помню, отработаешь 14-18 часов в день, а ночью идешь на митинг, собрание. А собирались мы в местечке так называемом «Тяпшина заводь», это где совхоз «Коммунар». Ходили мы туда для того, чтобы нас не могла найти полиция. Хорошо вспоминается один эпизод. Знала эта свора, что большевики все-таки где-то собираются. Рыскали городовые в поисках нас.

Это было в 1905 году. Я шел по дороге на наше подпольное собрание. Впереди шагах в двадцати шла женщина с ребенком, а навстречу рыскающий городовой. По-видимому, зная, что где-то собираются большевики, но не находя их, он со злобы, поравнявшись с женщиной, ударил ее плетью, а потом набросился на меня. Бил так, что я опомнился только на другой день у товарищей.

Негодяй поплатился. Мои товарищи ему отомстили и утопили в озере «Поганец».

Собиралась дореволюционная оппозиция Владимира на несанкционированные мероприятия и на северных окраинах города - за Юрьевской заставой, которая находилась в районе современного перекрестка улиц Мира и Горького.

map_part.jpg

Федор Благонравов упоминает о нескольких первомайских «массовках» 1907-1909 годов за Юрьевской заставой в районе «Кутанинского имения» и около «кирпичных сараев» (где-то в районе современных общежитий ВлГУ на Студенческой улице) .

В оврагах у «кирпичных сараев» (в районе улиц Студенческой и Мира) иногда под покровом ночи проходили собрания с участием батальонных и ротных делегатов войск владимирского гарнизона.