Дорожные сетования жителей довоенного Владимира

Уже в конце 1930-х годов владимирцам казалось, что в городе стало слишком много автомобильного транспорта и аварий. В газетах поднимался вопрос о необходимости налаживания регулировки дорожного движения
Новости Автор: 20 февраля 2017, 14:54 10 6961
на фото колонна машин у стен Рождественского монастыря, 1937 год, из журнала «За рулем» №9 за 1977 год

Считается, что первый автомобиль во Владимире появился в самом начале ХХ века. Его обладателем был первый директор Мальцевского ремесленного училища на Студеной Горе (ныне Авиамеханический колледж), создатель первой системы профессионального технического образования Дмитрий Константинович Советкин. Опыт воспитания юных технарей Советкина по достоинству оценили даже в Америке. Правительство Соединенных Штатов, применив систему профтехобразования талантливого владимирского инженера-механика, решило отблагодарить его и подарило Советкину «автоматический экипаж».

11962_900.jpg
Д.К. Советкин с женой и дочерью за рулем собственного автомобиля (фото группы «город Владимир. Историко-культурное наследие» Вконтакте)

До революции 1917 года автомобили (даже не по одному) были уже у многих состоятельных граждан Владимира. В 1920-е, и особенно в 1930-е, когда в городе начинается активное промышленное строительство, число транспорта значительно возрастает, на улицах появляются не только легковые авто, но и грузовики, и автобусы. Перед Великой Отечественной войной пошли разговоры о необходимости запуска во Владимире троллейбусов. Кроме этого, как и сегодня, в те годы через город - прямо по центральной улице - шел поток транзитного транспорта, от «десятка до сотни» машин в день.

Вместе с нарастанием потока машин начинает увеличиваться и количество ДТП. Материалы об авариях в местной газете «Призыв» в конце 1930-х перестали быть редкостью.

Hm9HEW1ekgw.jpg фото газеты «Призыв», 1937 год

Типичная заметка тех лет: машина на огромной скорости летела по улице Горького, сбила в районе Юрьевской заставы 10-летнего мальчика с Зеленой улицы, по дороге в больницу он скончался. Или: пьяный водитель на машине ткацкой фабрики «Пионер» (в районе Грамзавода) поехал за какой-то надобностью в город, не смог затормозить перед группой рабочих, идущих по фабричному шоссе, врезался в толпу, один человек погиб, один искалечен, несколько пострадавших. Или: грузовая машина московской фабрики двигалась в сторону Горького, в Заводском районе Владимира шофер Андрианов задавил гражданина Виноградова, проживающего в Добром селе.

Про ДТП с участием детей заметки появляются тоже регулярно:

«Под проезжавшую с лесного склада (возле бывшего Тумского вокзала) груженную дровами машину завода опытного оборудования (под управлением шофера Осташкина) попали трое несовершеннолетних мальчиков, катавшихся с горы. Водитель скрылся».
«Жертвой неосторожности и баловства стал 10-летний Краснов, который на ходу уцепился за борт автомашины».

Про детский травматизм на улицах города писал в газету известный владимирский медик Николай Орлов, которому приходилось оперировать искалеченных мальчишек. Хирург Орлов сетует на бесконтрольность автомобильного движения во Владимире и на отсутствие контроля взрослых за подрастающим поколением. На Большой улице на всем ее протяжении нет ни одного поста дорожной полиции, дети играют прямо на проезжей части, рискуя попасть под колеса, - пишет врач. «Зацепинг» у мальчишек, судя по заметкам Орлова, во Владимире был в те годы очень популярен.

Про так называемое «железо» - аварии с повреждением транспорта без пострадавших - «Призыв» в 1930-е годы тоже сообщает регулярно:

«Это было 12 марта. По центральной улице города двигались автомашины, тянулись вереницы колхозных подвод. У клуба имени Молотова («Дом офицеров», - прим. редакции) грузовая автомашина фабрики «Пионер» обогнала колхозные повозки и внезапно, со всего хода, столкнулась с автомашиной, идущей из Горького. В результате аварии обе машины повреждены».
«Транзитный лимузин «М-I» пополнял горючее на заправочной колонке по Первомайской улице (в настоящее время Никитской, - прим. редакции). Выходя на улицу «III Интернационал» (у Золотых ворот), лимузин наскочил на автомашину-фургон хлебзавода. Лимузин вышел из строя».
«27 февраля в результате «встречи» разбита легковая машина завода «Автоприбор» «управлял ей шофер Климов А. И.)».

В 1937 году общественность города констатирует, что во Владимире давно назрел вопрос об улучшении работы автохозяйства и налаживании уличного движения. «Призыв», например, предлагает городским властям задуматься о проблеме полного отсутствия дорожных знаков, о необходимости парковок, дорог-дублеров Большой улицы, призывает начать решительную борьбу с автолихачами:

«А в таких пунктах, как клуб имени Молотова, педагогическое училище, кинотеатр и т. п. Дорожные знаки обязательно надо вывесить. Пора бы горкомхозу (зав. тов. Ролдыгин) позаботиться об этом».
«В нашем городе ежедневно останавливаются транзитные машины. Почему для их стоянки не отведено определенное место? Машины останавливаются против гостиницы (в районе «Креста», - прим. редакции) и загромождают улицу».
«Вполне своевременно поставить также вопрос о приспособлении под автомобильное движение и параллельных улиц города. Почему все движение сосредоточено лишь на одной центральной улице?».
«Следует повести решительную борьбу с автолихачами, которые своим ухарством калечат людей и портят им машины. Автоинспекция нашего города знает таких «любителей» ухарства. Шофер райтрансторга т. Николаев А. И. разбил машину об тумбочку. Он лишается шоферских прав и привлекается к уголовной ответственности. Этого же заслужил шофер Никитин (механическая база №2), который за свое лихачество имел ранее три взыскания. За езду в нетрезвом виде автоинспекцией оштрафован шофер кирпичного завода Миронов. Это далеко не полный список автолихачей нашего города».