Владимирская и российская общественность обеспокоена судьбой бывшей усадьбы Воронцовых «Андреевское». К слову сказать, обеспокоенность эта не проходит уже много лет. Краеведы и ученные обращали внимание на плохое состояние уникального памятника, когда его занимал детский пульмонологический санаторий. Били в колокола, когда последние два года здания усадьбы стояли пустыми и продолжали разрушаться. И без энтузиазма восприняли новость о планах властей Владимирской области устроить в «Андреевском» реабилитационного центра для наркозависимых граждан.
Этот проект руководство 33 региона презентовало в конце марта на антинаркотическом форуме в клубе-отеле «Велес». Подробнее смотрите здесь. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова заявила на антинаркотическом форуме, что 33 регион готов построить у себя центр реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Орлова не исключила, что в нем будут возвращать к нормальной жизни наркоманов не только из Владимирской области, но и со всей Центральной России.
О том, что центр может быть расположен в Петушинском районе в усадьбе Воронцовых заявлял и директора департамента здравоохранения администрации Владимирской области Александр Кирюхин. «Главный врач» 33 региона объяснил, что для начала необходимо вернуть усадьбу Воронцовых в собственность облздрава, а потом найти примерно 250 миллионов рублей на ремонт.
Краевед из Петушков Владимир Алексеев, кандидат исторических и биологических наук, профессор Российской академии естествознания, член-корреспондент Академии российской словесности, заслуженный работник образования Московской области, член Союза писателей РФ, написал Светлане Орловой обращение. Это открытое письмо подписали видные ученые, профессора МГУ, СпбГУ и других известных университетов России, директора музеев, члены научных обществ, сотрудники ведущих библиотек и другие.
Сам Владимир Алексеев много лет занимается изучением истории усадьбы и ее обитателей. Он автор научных монографий о Воронцовых, экземпляры которых находятся, в том числе в личной библиотеке президента России Путина и Лондонской городской библиотеке. В Андреевском и его окрестностях Алексеева знают все: около 30 лет он постоянно приезжает сюда, создал в усадьбе небольшую историческую экспозицию, занимается восстановлением местных церквей и надгробья Александра Воронцова, изготовил и повесил на стене Воронцовского дворца мемориальную табличку.
Владимир Алексеев недоумевает, почему участникам антинаркотического совещания в «Велесе» не объяснили, что Андреевское не рядовая захудалая усадьба, в которой ничего не осталось от былого величия. Ему как никому известно, что это «дворянское гнездо» сохранилось очень хорошо. С XVIII века здесь остался 3-этажный дворец, 2-этажный флигель, усадебная церковь, здание конного двора, каретник, большой липовый парк.
Не менее, чем архитектура, впечатляет и история усадебного комплекса. В XVIII и XIX веках здесь жили выдающиеся государственные деятели России, фамилии которых вписаны в историю России: первый владимирский наместник и генерал-губернатор Роман Воронцов, его сын Александр Воронцов – канцлер и первый в истории России глава МИДа, президент Российской Академии и директор Академии Наук княгиня Екатерина Дашкова, разбившая усадебный парк, российский посол в Англии Семен Воронцов, фельдмаршал и герой Бородина Михаил Воронцов, министр императорского Двора и наместник императора на Кавказе Илларион Воронцов-Дашков.
В «Андреевском» существовал один из первых в России театров. В 1812 году здесь лечились от ран около 3 сотен героев Бородинской битвы, в том числе 50 генералов и офицеров. Канцлер Александр Воронцов погребён в усадебной церкви. После восстановления его могилы на освящение приезжала делегация Министерства иностранных дел во главе с тогдашним министром Игорем Ивановым.
«Все эти качества усадьбы, безусловно, позволяют считать ее замечательным культурно-историческим объектом всей России», - убежден Владимир Алексеев.
Историк считает, что приспособление уникальной усадьбы под центр реабилитации наркоманов не только исключит «Андреевское» из туристических маршрутов, но и «приведет приведет к необратимым негативным изменениям как зданий, так и окружающего ландшафта, включая усадебный парк».
Годы нахождения «Андреевского» под опекой пульмонологического центра не прошли даром, уверен краевед: «Никакого ухода за зданием и тем более парком не было, поскольку в задачи санатория это не входило, и средства на сохранение усадьбы не отпускались. В результате зданиям был причинен серьезный урон. Новая передача усадьбы в ведение облздрава продолжит разрушение усадьбы».
Алексеев не считает отсутствие денег на восстановление усадьбы, находящейся в собственности департамента по культуре администрации Владимирской области, и превращение ее в туристический объект оправданием для передачи ее в пользование наркозависимым.
«Не такая ли логика руководила теми, кто превращали храмы в склады химических удобрений, строили жилые кварталы на месте старых кладбищ, вырубали парки под коттеджи, закрывали монастыри для размещения в них заключенных? Чего стоят в таком случае все разговоры и программы о сохранении культуры, об укреплении духовных связей и о патриотизме, если мы отказываемся от такого великолепного случая использовать усадьбу в целях духовного возрождения всего населения, а не нескольких сотен людей?» - вопрошает краевед.
Владимирскую традицию превращения дворянских усадеб в разного рода «психушки», интернаты и прочие казенные дома Алексеев считает не очень здоровой. И размышляет, почему в Москве и Подмосковье уже давно оказались от этой практики:
«Представьте себе, какая мощная волна протеста поднялась бы в Москве, если бы одну из редких усадеб, возраст которой измеряется тремя столетиями, «перепрофилировали» бы в наркоцентр? Центр реабилитации наркозависимых – отнюдь не объект всеобщего внимания и финансирования. Иначе за место его размещения велись бы торги и аукционы. Поэтому его и предполагается создать в глубинке, где никто не станет защищать старинные здания. Но вот когда-нибудь (на это хочется надеяться) на «Андреевское» обратят внимание, и тогда всякое упоминание, что здесь жили наркоманы, будет клеймом лежать на усадьбе. Там уже не сделают ни детский центр, ни центр туризма, ни музей».
Размышляя над другими вариантами будущего «Андреевского», краевед говорит, что четкой стратегии возвращения усадьбы Воронцовых в культурную и туристическую среду пока нет, но уверен, что специалисты смогут предложить не один вариант. Экс-губернатор Владимирской области Николай Виноградов в начале этого года, в частности, заявлял, что намерен разработать проект восстановления владимирских дворянских усадеб. Относительно «Андреевского» Виноградов озвучивал один из проектов, согласно которому усадьбу можно было бы приспособить под музей российской дипломатии.
Что касается сегодняшнего состояния усадьбы - оно внушает серьезные опасения. Фасад медленно разрушается, здание дворца не отапливается, внутри холодно, как в морге, трубы в некоторых местах лопнули, по стенам пошел грибок, штукатурка отваливается. Сад глохнет и зарастает. Мемориальная табличка почему-то заклеена и не читается. Усадьбу сторожит один охранник из частного охранного предприятия.
Вот текст открытого письма Владимира Алексеева и 18 ученых и деятелей культуры:
«Обращение к губернатору Владимирской области С. Ю. Орловой.
Глубокоуважаемая Светлана Юрьевна!
Как стало известно из средств массовой информации, в бывшей усадьбе графов Воронцовых «Андреевское» (Петушинский район) на смену детскому пульмонологическому санаторию «Болдино» должен прийти областной реабилитационный центр для наркозависимых.
Бывшее еще недавно памятником федерального значения, «Андреевское» является важнейшим во Владимирской области усадебным комплексом 18-го века. На протяжении 2 столетий здесь жили выдающиеся государственные деятели России первый владимирский наместник Р. И. Воронцов, его сын А.Р. Воронцов – канцлер и первый в истории глава МИД России, президент Российской Академии и директор Академии Наук княгиня Е.Р. Дашкова, фельдмаршал, герой Бородина М.С. Воронцов, министр Двора и наместник императора на Кавказе И.И. Воронцов-Дашков, другие исторические личности.
«Андреевское» знаменито одним из первых в России частным театром, хранящейся во Владимире картинной галереей, архивом, посаженным кн. Дашковой липовым парком. Все это позволяет считать усадьбу не только замечательным туристическим объектом, но и уникальным центром исторического и культурного наследия России в целом.
Одно только воссоздание здесь скромной и доступной для посещения музейной экспозиции привлечет множество туристов и других регионов.
Размещение в таком уникальном всероссийском памятнике центра реабилитации наркоманов не только исключит «Андреевское» из объектов туризма, но приведет к необратимым негативным изменений как зданий, так и окружающего ландшафта, включая усадебный парк. Подтверждением этому может служить нынешнее состояние главного дома, который, пребывая в ведении облздрава, пришел в крайне запущенное состояние, поскольку средств на содержание здания у здравоохранения нет.
Просим вас принять меры к тому, чтобы «Андреевское» выполняло свою главную функцию — свидетельствовать об истории и культуре прошлого нашего Отечества. Мы полагаем, что следует найти иное, более достойное применение усадьбе, для чего вопрос должен быть исследован специалистами и всесторонне обсужден общественностью. Долг всех нас сохранить историю и культуру для будущих поколений!»
Директор департамента здравоохранения Владимирской области Александр Кирюхин знает об этом письме.
По его словам, все пока находится к стадии предпроекта. Кирюхин уверяет, что под реабилитационный центр планируется отдать только здание школы бывшего пульмонологического санатория (бывший флигель для гостей усадьбы), что поселят здесь не более 30 человек из разных областей и что закрывать всю усадьбу для посещения туристов не планируется.
Глава облздрава считает, что наркозависимые тоже должны соприкасаться с культурой, должны видеть из окна «краски жизни», а не «колючую проволоку и казенные стены». Александр Кирюхин полагает, что аура этого исторического места, возможно, быстрее вернет наркозависимых людей к нормальной жизни.
А еще директор облздрава сказал, что хочет встретиться с Владимиром Алексеевым и другими защитниками «Андреевского», чтобы лучше понять их позицию и объяснить им свою, «чтобы все друг друга поняли».