3 августа в центре Суздаля стартовал фестиваль «Человек мира», организованный лабораторией современной культуры «Игра3000», известной проектами «Лавка мира», «Путешествие мира», «Косоворотки мира», «Шапки мира» и так далее.
В течение целой недели художники, гончары, музыканты, актеры и режиссеры будут участвовать в неком процессе, который между собой предпочитают называть не фестивалем, а лабораторией. Результаты своей работы они представят зрителям 8 и 9 августа.
В ближайшие пятницу, субботу и воскресенье жители города и туристы смогут увидеть театральную постановку, послушать лекции и стать участниками дискуссионных клубов, посетить музыкальные и ремесленные площадки, заглянуть в мастерские современных художников.
- Это не фестиваль, это лаборатория. В лаборатории присутствует взаимодействие. И здесь, вот на этом замечательном лугу, произойдет взаимодействие между различными видами искусства
- Центральная композиция — это «Гончары мира», формирование скульптур самообжигающихся в человеческий рост. Вокруг будут скульптуры из сена и дерева
- Здесь, в березовой роще у нас лабиринт. Он состоит из ремесел, лавок, лошадей, кур и так далее — то есть, всего нашего быта, в котором мы находимся
- Это такое путешествие из одного сегмента в другой
- В этом году мы решили все сделать в одном месте. Поэтому можно будет с седьмого на восьмое погрузиться в атмосферу современной культуры. И здесь: через театральную лабораторию попасть в лабиринт, через лабиринт попасть в скульптурную, и опять зайти в театральную
- Этот лабиринт будет разрастаться, сегменты появляться, будут приезжать еще люди, у них будет еще пространство — и так далее
- Также, как будут расти скульптуры на этой территории
«Человек мира» раскинулся на большой зеленой площадке прямо под валом, на котором стоят суздальские Торговые ряды. Место, по словам организатора фестиваля Андрея Попова, выбрано не случайно - все происходящие здесь процессы видны прохожим как на ладони.
Андрей Попов и его коллега Екатерина Шаповалова довольны сотрудничеством с местной и региональной властями. К примеру, именно с помощью чиновников кирпич, необходимый для того, чтобы сложить огромные печи для обжига глиняных фигур, был подарен фестивалю боголюбовским кирпичным заводом.
- Я даже назову это плодотворным сотрудничеством. Они, действительно, открыты
- То есть, уровень активности я пока оценить не могу, потому что мы только начали сотрудничество. Но, во всяком случае, по административной и информационной части они нам очень помогли
- В частности, вот например сегодня, администрация Владимирской области нас свела с кирпичным заводом из Боголюбово
- Они нам предоставили для печи безвозмездно кирпич
- Ну, как тут сказать? Спасибо большое!
На открытие фестиваля прибыли мэр Суздаля Игорь Кехтер, сити-менеджер Александр Разов и глава Суздальского района Алексей Сараев. Чуть позже на площадку ненадолго заехал вице-губернатор Михаил Колков. Он попотчевал блюдами традиционной русской кухни Михаила Гусмана (тот приехал в город-музей после визита на молодёжный форум «Территория смыслов»).
Одним из проектов, родившихся в процессе подготовки фестиваля, стала совместная работа организаторов мероприятия и известного российского бизнесмена Михаила Куснировича (компания Bosco), предоставившего для декораций творческого пространства уникальные ткани собственного производства.
Напомним, что именно Куснировичу губернатор Светлана Орлова поручила разработать стиль празднования тысячелетия города Суздаля.
В рамках фестиваля появится специальная игровая семейная эко-площадка BOSCOFAMILY – с собственной ткацкой мастерской.
Екатерина Шаповалова, директор фестиваля «Человек мира»:
- Они поддерживают именно наш контент. Потому что Куснировичу Михаилу понравилось все, что мы делаем. И это просто вариант сотрудничества
- Он поддержал «Путешествие мира», потому что весной случился некий голод именно на содержательную часть
- Они стали нашими партнерами, потому что им просто понравилась идея поддержания этого проекта. Это наш проект
Вопрос:
- А вместе будете что-то делать?
Екатерина Шаповалова, директор фестиваля «Человек мира»:
- Вместе? Я не исключаю
- Вот, например, на этот проект они привезли свои ткани. Потому что у Bosco есть свой уникальный стиль — это все, что связано с фестивалем «Черешневый лес». Они производят ткани на эту тематику. И мы декорируем этими ткаными площадку игры BOSCOFAMILY, которую как раз делает наше творческое объединение «Игра 3000»
Пожалуй, главной площадкой открывшегося фестиваля уже стала лаборатория известного театрального куратора Анны Саррэ, организовавшей под своим руководством многих известных российских актеров, продюсеров, режиссеров и театральных критиков.
Среди тракторов и промасленных станков мастерской уже трудятся лауреат «Золотой Маски» режиссер и драматург Юрий Муравицкий, продюсер телепроектов и автор «Акын-оперы» Сева Лисовский, руководитель «Театра.doc» Елена Гремина и ее сокуратор Дмитрий Кривочуров, режиссеры Талгат Баталов и Константин Кожевников, тренер плейбэк-театра «Новый Jazz» Ольга Саначина, авторский театр перформансов и инсталляций «Эскизы в пространстве».
В этом году лаборатория «Человек», развивающаяся в рамках проекта «Игра 3000», перенесена из суздальских «полей и огородов» в самый центр древнего города — в учебно-производственные мастерские «Суздальского индустриально-гуманитарного колледжа».
Единое театральное действо, которое должно родиться в процессе работы лаборатории, объединено в этом году темой «Труд».
Анна Саррэ, куратор театральной лаборатории фестиваля «Человек МИРА»:
- Это очень-очень сложная задача, которую я поставила и себе, и им
- Потому они, конечно, испытывая чувство собственного достоинства, а в некоторых случаях - эгоизм (но это режиссер театральный — такой специальный человек), должны будут общаться между собой, должны будут обменивтаься актерами
- Они должны будут коммуницировать, общаться, договариваться, делить территории, договариваться об общем сюжете
- Им придется очень много работать вместе. Но они все отличные ребята, и я думаю, что они справятся
Вопрос:
- У них есть какая-то задача, или они должны все делать сами?
Анна Саррэ, куратор театральной лаборатории фестиваля «Человек МИРА»:
- У них есть тема. Тема этого года — труд
- Тема объемная, гигантская. Потому что есть физический труд, интеллектуальный труд, есть эмоциональный труд — разновидностей трудов очень много
- Тема — она одна, но есть возможность ее в разные стороны раскачивать
- Правда, они оказались в интерьерах этого прекрасного места, правда удивительного
- Здесь очень красиво, здесь старые промасленные станки, комбайны, здесь трактора
- Поэтому им придется работать немножечко в условиях данного места, в условиях данной визуализации
- То есть, если это будет любовь, то ей придется учитывать...
Вопрос:
- Трактор
Анна Саррэ, куратор театральной лаборатории фестиваля «Человек МИРА»:
- Трактор, да
- Это нужно для того, чтобы они совсем уж не расходились в разные стороны
- Это будет формат такой ходилки, то есть, много-много площадок, где каждый режиссер либо вместе с другим режиссером делает что-то, и эти части потом связываются между собой определенными инструментами. И зрительно проходит их от и до
Вопрос:
- У вас на выходе что-то получится. Вы это будете потом пытаться это отправлять куда-то во внешний мир?
Анна Саррэ, куратор театральной лаборатории фестиваля «Человек МИРА»:
- Конечно. У меня есть опыт и лабораторный, и есть опыт последнего года — я сделала театральный фестиваль в Берлине
- И я как раз собираюсь сделать что-то такое, что можно либо привезти на фестиваль, либо отдельно пытаться двигать как театральное произведение
- Естественно. Иначе это не имеет никакого смысла — по крайней мере, лично для меня. Ребята экспериментируют, а мне нужно что-то забрать и отнести
Вопрос:
- Я не случайно спросила. Мы сейчас говорили с Поповым, и он сказал, что они тут что-то поделают, а потом все разойдутся
Анна Саррэ, куратор театральной лаборатории фестиваля «Человек МИРА»:
- У нас с ним разные задачи. Несмотря на то, что мы близкие друзья, и понимаем, о чем мы говорим
- Но в данном случае мы делим территории: ему очень важно здесь и сейчас, вот эта творческая энергия, которая здесь рождается. Он сам становится участником того, что здесь происходит
- Я тоже все это очень люблю. Но мне еще очень важно, чтобы все это не умирало
- Хотя опыт лаборатории говорит о том, что так или иначе не умирает ничего: либо люди находят друг друга, либо проекты, сделанные здесь, они потом как-то живут
По словам Анны Саррэ, получившийся спектакль, вероятнее всего, будет показан на берлинском театральном фестивале, в рамках которого она вот уже несколько лет курирует творческую лабораторию «Человек».