Сегодня, 2 октября, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося уроженца города Владимира, прославленного диктора Юрия Левитана. В честь этого юбилея в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника открыли мемориальную экспозицию, посвященную Левитану.
Первое, что видит посетитель выставки - это то, откуда голос знаменитого диктора разносился по всей России и то, благодаря чему Левитана можно было услышать в любом уголке страны - фотография Шуховской башни в Москве и радиоприемники 40-50-х годов. Тут же рядом обратная связь: множество писем граждан СССР «голосу эпохи». Люди благодарят Левитана, выражают ему свою любовь, просят помощи, посылают ему подарки.
Например, гражданин Абикеев из Алма-Аты в 1974 году пишет Левитану: «Только на один миг представьте себе, что я, совсем еще мальчишка, вдруг застыл, окаменел, когда впервые услышал голос диктора. И с тех пор я низко кланяюсь этому обыкновенному человеку с необыкновенным голосом».
На выставке можно увидеть фотографии отца и матери диктора - Бориса и Марии. Как известно, отец Борис (или Берк) Левитан был известным владимирским портным, его рекламки о приеме заказов "на пошив форменной одежды для полицейских, пожарных, чиновников" до сих пор без труда можно найти во владимирских дореволюционных изданиях.
Уникальный документ нашли владимирские музейщики в недавно переданном в ВСМЗ личном архиве Левитана. Это метрическое свидетельство о рождении диктора, выданное в 1914 году владимирским раввином, которое развенчивает все «инсинуации», что Левитана изначально назвали Иудой, и только потом он поменял имя на Юрий. В метрике черным по белому написано, что после обряда обрезания мальчика нарекли Юрием (Юдой).
Рядом можно увидеть редкую фотографию дома Мухиной «на углу Муромской улицы, на кресте», где родился и жил будущий диктор. Сейчас на этом месте (на пересечении Большой Московской и Ерофеевского спуска) - деревья и парковка бывшего клуба «Фреш44». Окна квартиры, которую занимала семья Левитанов, были на третьем этаже и смотрели на Восток.
Отец Левитана, как рассказывает организатор выставки, заведующий историческим отделом музея-заповедника Олег Гуреев, умер в 1933 году и похоронен на еврейском участке Князь-Владимирского кладбища во Владимире. Могила утрачена. Мать - Мария Левитан - умерла в 1965 году и похоронена в Москве.
Левитан учился в трех разных владимирских школах, последняя из которых находилась в том здании на улице Комсомольской, где сейчас располагается областной департамент образования.
Школьные друзья отзывались о Левитане больше как о хорошем товарище, нежели как о прилежном ученике. Юрий любил историю, а с остальными науками, в особенности с русским языком, не дружил. За это, как рассказывает владимирский краевед Галина Мозгова, ему очень сильно доставалось от одной из лучшей учительниц Владимира того времени - Людмилы Евгеньевны Морякиной, которая продолжала писать ему письма даже в Москву и даже после войны писала в них: "Юрочка, не позорь моих седин!"
Успехи юного Левитана были совсем на другом фронте. Его вечная сутулость и очки этим победам не мешали. Галина Мозгова говорит, что чуть ли не все девушки в классе были влюблены в него, даже в дневниках посвящали ему стихи. Например такие: "Твои глаза - как небо голубые".
Среди общих школьных фотографий есть одна, снятая на владимирской водной станции. Среди пловцов - справа в верхнем ряду - обнаженный по пояс Левитан. Известно, что в юные владимирские годы он увлекался спортом, радиолюбительством, декламацией стихов, просмотром картин в кинотеатрах.
На следующем стенде выставки можно увидеть первую запись в его трудовой книжке. 23 ноября 1931 года Левитан был зачислен на должность дежурного по студии Всесоюзного Радиокомитета. Так начинается его московский период жизни и работа на радио. Уже в следующем 1932 году, согласно той же трудовой книжке, Левитан переведен на должность диктора. Подлинник трудовой книжки находится тут же на выставке. В нем заполнено всего три листа — в основном записи делались в связи с повышением Левитана или из-за смены названия Радиокомитета СССР. Последняя запись сделана в 1983 году: «Уволен в связи со смертью».
«Мы здесь развеиваем еще одну легенду, что его лицо не было известно. Вот газета «Радиопрограмма» 1940 года, его портрет уже был, о нем писали статьи, и вот даже тут же была помещена карикатура, вот он здесь у микрофона. И практически везде он в центре, на всех фотографиях», - рассказывает про довоенную жизнь Левитана Олег Гуреев.
На стендах военных лет: 2 тысячи сводок Совинформбюро, которые читал диктор, подлинные служебные пропуски Левитана 1943 года, фотографии в студии. Особо привлекает внимание фотография полуразрушенного здания в германском Веймаре, которую прислали диктору знакомые. На обратной стороне фото текст:
«Знаете ли Вы, что в этом здании для Вас предусматривалась персональная виселица рядом с виселицами Сталина и Молотова? Здание строилось во время войны в городе Веймар (Германия) и предназначалось для празднования победы фашистов. Здание двухэтажное из стекла и бетона. Второй этаж для торжества и веселья победителей, на первом в муках должны корчиться побежденные. Через стеклянный пол они предвкушали наслаждаться этим зрелищем. На колоннах, которые вы видите на снимках — виселицы для особо выдающихся врагов».
На выставке можно увидеть микрофоны, с которыми работал Левитан, газеты с его собственноручной правкой, указы о награждении его орденом Трудового Красного Знамени, очки и часы диктора, география его поездок с выступлениями по стране в 50-70 годы.
Среди фотографий с выступлений - одна 1956 года из Владимира: люди, затаив дыхание, слушают своего прославленного земляка в парке Пушкина.
На последнем стенде представлены письма на смерть Левитана, в одном из них простые люди выражают желание увидеть памятник диктору в Москве или во Владимире.
В конце экспозиции можно услышать сам голос героя выставки. Левитан из черного круга-динамика говорит о любви к своему родному городу. Запись была сделана в 1980 году во Владимире, когда диктора «тайно» привезли на 120-летие Владимиро-Суздальского музея.