«Город лишается замечательного музея»

Почетный президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника и советник губернатора Владимирской области по культуре Алиса Аксенова считает нецелесообразной передачу здания владимирского Музея хрусталя общине старообрядцев города Владимира
Новости Автор: 14 июля 2015, 09:15 88 7220

Весной 2015 года стало известно, что старообрядцы города Владимира вновь инициировали процесс возвращения себе Троицкой церкви у Золотых Ворот, в которой в настоящее время располагается Музей Хрусталя. Подробнее об этом в материале «Реституция еще одного Музея хрусталя».

Здание Красной церкви у Золотых ворот было построено в 1913-1916 годах по проекту архитектора Сергея Жарова для старообрядческой общины города Владимира. Богослужения продолжались до конца 1920-х годов. С 1970-х годов в Красной церкви располагаются экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ).

13-5.JPG

Вопрос о реституции Троицкой церкви старообрядцам уже поднимался в начале 1990-х годов. Тогда все закончилось передачей общине здания Успенского (Богородицкого) храма около ЦОКа и худграфа. В очередной раз Красную церковь потребовала себе зарегистрированная в 2014 году «Троицкая община города Владимира», состоящая в основном из молодых старообрядцев. В апреле 2015 года в Росимущество был передан пакет документов на возвращение здания Музея хрусталя в лоно Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).

Показательно, что процесс «выселения» старообрядцами Музея хрусталя из Красной церкви города Владимира запущен как раз в то время, когда Русская Православная Церковь (РПЦ) пытается вернуть себе здание Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, в котором также располагается Музей хрусталя.

13-6.jpg

Гусевская история тянется уже не первый год и, очевидно, еще далека от завершения. Свои диаметрально противоположные позиции по поводу реституции гусевского собора не раз высказывали митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий и генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова. Министерство культуры России в ноябре прошлого года официально заявило, что передача музея церкви «несвоевременна и невозможна». Подробнее о позиции Минкульта по Музею хрусталя в Гусь-Хрустальном в материале «Переходит-не переходит».

В отношении судьбы здания Музея хрусталя во Владимире никаких официальных заявлений пока не было. Свою позицию по поводу претензий церкви на второе здание Музея хрусталя во Владимирской области пока высказала только Почетный президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника, советник губернатора Владимисркой области по культуре Алиса Аксенова.

13-7.jpg

Аксенова лично принимала самое непосредственно участие в спасении Красной церкви от сноса в 1960-х годах, в переоборудовании храма под музей в 1970-х, в отстаивании здания от претензий старообряцев в 1990-х.

Обратиться в СМИ, по словам Аксеновой, ее побудила «тревога за будущее» владимирского Музея хрусталя. В частности, Почетный гражданин Владимира и области опасается, что передача здания в руки РПСЦ может негативно сказаться на его состоянии, а уникальные предметы гусевских стеклодувов могут остаться без места хранения и экспонирования.

13-4.jpg

Алиса Аксенов напоминает, что драматические времена в истории Троицкой церкви уже были, и она помнит ее в разных ипостасях: и в качестве жилья для цыган, и как кинотеатр, и как склад универмага. А в конце 1960-х годов Красную церковь вообще могли взорвать.

Аксенова пишет: «После сноса целого ряда старой жилой застройки началось строительство нового здания областного драматического театра. Планировалось в Троицкой церкви устроить склад декораций, а в цокольной части разместить кассы. Однако в стенах обкома партии родилось мнение – церковь надо снести, поскольку она «перекрывает вид на нарядный фасад нового театра». Помню, как во время экскурсии у Золотых ворот первый секретарь обкома партии М.Н. Пономарев рассказывал высоким гостям, что у него накануне были военные с проектом организации взрыва церкви, при котором весь корпус здания осядет и осколки и камни не разлетятся вокруг. Я, как бы между прочим, довольно громко сказала: «Еще как разлетятся. Может быть далеко». Пономарев посмотрел на меня зло, но ничего не сказал. Он понял, о каких «осколках» было упомянуто. Ведь на памяти был почти-что бунт, недопустимый, непредотвращенный. В феврале 1970 года вопреки общественному мнению против планируемого взрыва Казанской церкви (она стояла на месте нынешнего мемориала памяти Отечественной войны и вновь выстроенного храма) подошел танк, чтобы обрушить старые стены. Навстречу ему вышла группа молодых архитекторов и реставраторов, которые стали горячо уговаривать танкистов оставить храм в покое. Танк развернулся и ушел. Через неделю рано утром подошла строительная техника и ударами железной «бабы» разрушили стены. Разразился скандал, из Министерства культуры срочно приехала комиссия. Официально было объявлено, что это произошло без разрешения, начальнику УНР был объявлен выговор. Очевидно, что на новый скандал власти не решились. Троицкая церковь была спасена».

13-2.jpg

В 1971 году новый драмтеатр во Владимире был построен, а Троицкая церковь вошла в состав музея-заповедника. Три года ушло на реставрацию. По словам Алисы Аксеновой, за впечатляющей экспозицией, за безупречным видом фасадов, за работой в штатном режиме коммуникаций стоит огромный труд и немалые средства.

«Особо трудным оказалось решить вопрос с отоплением – объем огромный, в первую же зиму смонтированные по проекту отопление не сработало – стены промерзли и почернели. Смелое решение принял директор Реставрационной мастерской А.М. Рощин – на глазок, по интуиции – увеличить втрое количество батарей, дополнительно утеплить окна на фасаде. Следующая зима была очень суровой. Это был экзамен. Его выдержали. Вообще создавать в культовом здании музей очень сложно – необходимо создать образ экспозиции, смонтировать оборудование и подсветку и в то же время бережно и уважительно отнестись к архитектуре храма, не перекрыть интересные детали интерьера и т.д. В просторном высоком объеме Троицкой церкви (высота 32 метра!) нелегко было найти решение, чтобы небольшие по размеру произведения из хрусталя, миниатюрные шкатулки с росписью не потерялись. Все получилось!

1 мая 1974 года после завершения демонстрации было торжественное открытие замечательного музея. За 40 лет трижды была полная реэкспозиция, новые решения оборудования, использовались современные оформительские материалы, светильники и, конечно, предварительно необходимый ремонт. Только в 2001-2011году на ремонтно-реставрационные работы было затрачено 21,3 млн рублей», - пишет Аксенова.

В 1977 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник первым в стране был удостоен Государственной премии РСФСР за музификацию памятников архитектуры, почти все из которых были бывшими культовыми сооружениями. А в новейшей истории России эти же самые восстановленные музейщиками храмы церковь начала забирать себе обратно. Только в 1990-е годы ВСМЗ освободил 18 «освоенных» храмов, в том числе старообрядческой общине была передана Успенская пятиглавая церковь за ЦОКом. Последователи старой веры уже тогда претендовали и на здание Музея хрусталя, однако этот вопрос был отложен.

13-3.jpg

Алиса Аксенова вспоминает: «На основании распоряжения комитета по управлению государственным имуществом по Владимирской области № 44 от 19.01.1993 г. музей передал старообрядческой общине Богородицкую церковь XVII века площадью 287 кв.м. В этом памятнике был склад имущества военного училища. Музей, получив его в оперативное управление в 70-е годы, провел реставрацию, подвел все коммуникации, наладил температурный режим и устроил хранилище коллекции живописи, графики и скульптуры. Не случайно именно этот памятник 17 века был передан старообрядческой общине – годы его постройки 1644-1649, т.е. до церковного раскола, когда патриарх Никон в 1653 году начал проводить реформы.На храме были заменены нарядные кружевные кресты на строгие, старообрядческие. Община немногочисленная. Казалось, все обустроилось».

Известие о том, что старообрядцы обратились в Росимущество с требованием вернуть им Троицкую церковь Почетный президент ВСМЗ восприняла критически. Алиса Аксенова считает, что в случае принятия положительного для РПСЦ решения, владимирцы и туристы лишатся замечательного музея, музей и власти разных уровней получат серьезную проблему хранения или размещения порядка 800 бесценных экспонатов. Аксенова опасается, что у новых хозяев здание Троицкой церкви может серьезно пострадать.

«Содержание памятника, отопление, коммунальные услуги, охрана – 1 миллион 100 тысяч в год – вряд ли потянет община, судя по тому, что Богородицкая церковь находится в состоянии плачевном – облезлые фасады, на верхнем ярусе стоят много лет почерневшие, деревянные леса», - высказывает свое экспертное мнение советник губернатора Владимирской области.

При этом Алиса Аксенова не видит жизненной необходимости инициировать процесс передачи еще одного храма для немногочисленной общины старообрядцев города Владимира.