zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/iznanka-voyny/

Изнанка войны

Режиссер Марина Протасова поставила во Владимирском областном театре кукол спектакль о «тлеющих горячих точках» - местах, откуда матерям всей страны регулярно приходит «груз 200», но которые не принято называть войной
Анна Хромова 22 мая 2015, 08:30

21 мая состоялся публичный показ спектакля режиссера Марины Протасовой, сменившей на посту главного режиссера областного театра кукол Владимира Миодушевского.

Протасова презентовала пока лишь узкому кругу владимирцев свой новый спектакль –«Верую». Пьеса была написана самим режиссером на основе реальных событий, произошедших во время первой чеченской войны. Премьера спектакля состоится сегодня, 22 мая.

Главным героем истории является Любовь Родионова, мать Жени Родионова - молодого парнишки, попавшего в плен к чеченским сепаратистам и, по словам Руслана Хайхороева, позже признавшегося в убийстве, выдержавшего сто дней пыток, отказываясь переменить веру и перейти на сторону боевиков.

На доступном для детей языке Протасова показывает войну глазами матери, в поисках сына «перебравшей руками» всю Чечню. А теперь вот уже 20 лет помогающей военнослужащим самых разных горячих точек.

Сама Любовь Родионова, с которой режиссер знакома вот уже шесть лет, на премьеру приехать не сможет. Но обещает непременно посмотреть работу Протасовой во время одного из показов в следующем сезоне.

У спектакля есть ограничение по возрасту — его могут смотреть дети возрастом «12+».


  • Когда я получила материал из рук Любови Васильевны Родионовой - это было в 2009 году - тогда уже она мне подарила диск с детской передачей, которая вышла на Украине, эта передача была о мальчиках-героях
  • И дети рассказали доступно, своим языком, что произошло, и как это случилось
  • Поэтому я поняла, что это можно говорить, надо только найти форму нужную. И надо просто обращаться по адресу
  • Если бы я делала кино, я бы написала, конечно, другую какую-то инсценировку, я бы написала другой сценарий
  • Но так как все это происходит в нашем театре - в театре кукол, то, конечно, все адаптировано
  • Прошло время с 2009 года, и я поняла, что эта история должна быть посвящена мамам, таким же, как Любовь Васильевна. И главное действующее лицо - это мама, через историю которой мы понимаем историю этих ребят
  • В 2009 году, когда я узнала об этой истории, она меня потрясла. И когда я поехала тогда к Любови Васильевне и встретилась с ней, меня еще более потряс ее рассказ
  • После этого, поверьте, я пыталась договориться о постановке. Но, наверное, и я тогда была еще не готова. Наверно, были не те цели и стремления, не тот жизненный опыт. И знаний было маловато
  • Но никто мне не поверил. Мне было трудно достучаться до кого-то. Никто не хотел брать такой материал для постановки
  • И так все сошлось здесь, что я оказалась здесь в театре, и Мария Ивановна - наш директор, у которой похожая трагедия случилась в жизни, и которая к этому тоже относится очень серьезно
  • Она переживала и переживает, я знаю. И мы все переживаем о том, насколько нас поймут и получится ли
По словам Марины Протасовой, к 70-летию Победы они поставить спектакль просто не успели. Зато успели к другой важной дате – 23 мая 19 лет назад в свой девятнадцатый день рождения был казнен Евгений Родионов вместе с несколькими своими сослуживцами.

Режиссер рассказывает, что она считает важным и необходимым говорить с детьми не о давно минувших и частично стершихся из памяти событиях, а именно о той «неназванной войне», которая вспыхивает то тут, то там прямо сейчас, молча унося огромное количество жизней молодых ребят.

Показанные на сцене трагические события максимально деполитизированы. Война показана как бы с изнанки – с той страшной и неприглядной стороны, о которой не принято говорить ни с экранов телевизоров, ни в учебниках истории.


  • Понятно, это событие первой чеченской войны. Но мы вообще говорим в этом спектакле о молодежи, о наших ребятах, о наших современниках
  • Не важно, где это происходит: в Чечне, в Афганистане, в Таджикистане, в Македонии сейчас, не дай Бог
  • Не важно где. Это наши ребята, это мы. Это наше будущее. Это то, как мы к ним относимся
  • Эти мальчишки же не рождаются с мечтами о подвиге, о том, чтобы стать героями. Они такими становятся. Случайно. Нечаянно
  • Наверно, что-то есть в ребятах такое, что в нужный момент каким-то всплеском проявляется
  • Театр - это же обобщение всех историй. Мне хотелось как можно точнее попасть в цель
  • Не знаю, насколько это получилось, потому что я ведь не драматург, я писала эту историю для себя, для своей конкретной постановки
  • Любовь Васильевна же жива и здравствует, слава Богу! И до сих пор она делает такие важные дела, о которых мы и говорим в спектакле
  • Это все происходит сейчас. И мне хотелось бы, чтобы ребятишки, которые в зале сидят, понимали, что это не та история далекая, которая случилась 70 лет назад
  • Мне хотелось бы, чтобы это была история, которая прямо сейчас. Вот здесь и сейчас происходит


  • Вот это происходит сейчас. И в нашей большой стране, наверно, нет ни одного города, куда бы не приходил «Груз-200»
  • К сожалению, таких городов нет
  • И поэтому в каждом городе живут мамы, сыновья которых ушли на войну, на неназванную войну
  • Этот спектакль посвящен современной истории. Этот спектакль посвящен мамам, сыновья которых не вернулись с войны