Классический open air

«Музыкальная экспедиция» в звёздном составе исполнителей академической музыки прокатилась по пяти населенным пунктам Владимирской области
Новости Автор: 8 июня 2015, 15:54 7 8382

По Владимирской области вот уже шестой день подряд путешествует «Музыкальная экспедиция». Звезды классической музыки мирового уровня играют в совершенно неконцертных условиях - в окружении живой природы, на фоне древних соборов, купеческой застройки крошечных поселковых площадей и во дворах уютных усадеб.

IMG_5405.JPG  IMG_5428.JPG

Начиная с 3 июня во Владимирской области состоялось уже пять концертов - в Коврове, Мстёре, Вязниках, Гороховце и Маринино (в «дворянском гнезде» рода Танеевых).

IMG_5445.JPG  IMG_5484.JPG

IMG_5483.JPG

По словам организаторов, популярность музыкального турне набирает обороты буквально на глазах: каждый последующий концерт собирает всё больше публики. Самым массовым из уже завершившихся опен эйров - диковинных для России, но довольно распространённых в Европе - стало воскресное выступление в усадьбе Танеевых.

Именно здесь, на стационарной камерной усадебной сцене, концерт получился и наиболее акустически удачным. По словам директора Центра классической музыки Артёма Маркина (Центр классической музыки отвечает за администрирование и организацию всего мероприятия), в усадьбе Танеевых удалось получить отличное звучание на всей площади расположения слушателей.

  • К примеру, когда мы смотрим какие-то опен эйры из Германии, мы видим, что на лужайке где-то сидят люди, у них пледы разложены. Они в какой-то момент перекусывают, приходят туда с детьми
  • И это пространство шире, чем, например, пространство бывшего пруда в усадьбе Храповицкого - там периметр был достаточно ограниченный. А во Мстёре люди фактически по всей площади находились
  • Конечно, некоторый шумовой фон есть, потому что люди не сидят, как в зале на концерте, молча
  • Я прошел по всей площади, мне было интересно, как звук распространяется. Площадь тоже создавала вот это обрамление из зданий шикарной купеческой архитектуры
  • Люди были везде. Были и те, кто приехал музыку послушать. И были простые мстёрские жители совершенно разных возрастов, разного воспитания и образования. Все слушали с интересом. Особенно в те моменты, когда Прокофьева сменял Шопен - тут интерес у них разогревался вплоть до свиста. Одобрительным свистом приветствовали
  • То есть какого-то культурного шока, неприятия или противодействия классической музыки не наблюдалось вообще
  • Но для меня это не открытие. Мне давно известно, что чем неискушенные публика, тем она лучше воспринимает музыкальное искусство и классическую музыку в частности
  • Я считаю, что культурный эффект такого воздействия иной, и его нельзя сравнивать с эффектом воздействия филармонии, концертного зала, когда приходят подготовленные люди и знают, что они будут слушать Моцарта
  • Здесь со сцены в шутку рассказывают анекдот про девочку, спросившую: «А дискотека будет-ли?»
  • Конечно, просили что-нибудь повеселее, и Прокофьева сменял Шопен
  • Но женщины - жительницы Мстёры - нам, например, говорили: считается, что Прокофьев трудный, но здесь же всё понятно

IMG_4800.JPG

IMG_4736.JPG  IMG_4897.JPG

IMG_4825.JPG

Состав зрителей, пожалуй, самый пестрый из тех, что приходилось видеть музыкантам, привыкшим к филармоническим залам — от ценителей классики, до местной детворы, завороженно глазеющей на подсвеченных софитами скрипачей и легко подбирающей услышанную мелодию на своих деревянных дудках.

По мнению художественного руководителя «Музыкальной экспедиции» Бориса Андрианова, несмотря на трудности, ему и его коллегам удалось найти тот контакт с аудиторией, о котором они мечтали, задумывая свой «музыкальный поход». Этому не смогли помешать ни холод, ни пронизывающий ветер и проливные дожди, ни голодные и нестерпимо жужжащие комары.

11393636_1017687261589510_6511056935030474575_o.jpg  11402649_1017687358256167_3728768967104336715_o.jpg

Фото Варвары Кузьминой

А в Вязниках выступающих музыкантов в прямом смысле залил дождь, после чего они вместе со зрителями вынуждены были переместиться под крышу местного ДК.

Борис Андрианов, виолончелист, художественный руководитель проекта

  • Да это всё ерунда! Несмотря на все эти сложности, мы, по-моему, справляемся со всем
  • Мне кажется, это был смелый шаг сыграть такую музыку здесь. Но мы подготовились очень сильно, чтобы произвести впечатление
  • Главное, у меня есть ощущение, что тот контакт, ради которого... - ну, понятно, что там был запах шашлыков, дети бегают — но мы видели людей, которые слушали нас. И от этого мы грелись
  • Это же не концертный зал. Сюда свободный вход - может придти кто угодно. Половина людей пришли послушать, и они слушали. Половина людей пришли потусить. И из этой половины людей, которые пришли потусить - половина тоже начала слушать
  • А детские крики и детский смех только добавляют хороших эмоций, а никак не плохих
  • Не было никаких инцидентов, ничего. Хотя это совершенно необычный формат
  • Может быть, Чайковского мы бы сыграли еще ничего. Но вот с Шёнбергом - я просто счастлив, что у нас это получилось

Артём Маркин, директор Центра классической музыки

  • Погоду администрировать сложно и президентам, и Римским Папам
  • Известно, что в Вязниках не получилось у нас на Фатьяновской площадке сыграть - мы перешли в ДК
  • Был аншлаг, зал был битком. Во Мстёре не совсем была дружелюбная погода. Сейчас тоже становится достаточно прохладно, мошкара и так далее
  • Но музыканты стойко это всё выдерживают
  • А вообще в целом организация... У нас уже давно весь штат зала классической музыки от директора до водителей ежедневно, практически круглосуточно на проект работает. И работают все с удовольствием
  • И столько позитивных эмоций люди получают в процессе. Я знаю, что один из звукорежиссеров после каждого из концертов не возвращается во Владимир. Он ставит палаточку где-то рядом в лесу, ночует, ловит рыбу. То есть, вот так вот совмещает приятное с полезным
11390244_1018029774888592_5895183196172617239_n.jpg
11428502_1018029951555241_7818644842930222004_n.jpg  11403302_1018029821555254_6668565473122238589_n.jpg

Фото Варвары Кузьминой

Жители отдаленных деревень и городков благодарят музыкантов не только за доставленное эстетическое наслаждение, но и за отремонтированные к их приезду дороги и наведенный повсюду в меру сил лоск. «С вами к нам пришла цивилизация. Приезжайте почаще», - говорили музыкантам местные жители.

IMG_5214.JPG

IMG_5264.JPG

В звёздный состав музыкантов, путешествующих по городам Российской провинции (полный список «путешественников» можно найти здесь, на этот раз влился 21-летний японский скрипач-виртуоз Фумиаки Миура, присоединившийся к экспедиции во Мстёре.

IMG_4719.JPG

Изумительно исполнив заранее оговоренную программу, Фумиаки Миура уже на следующей день вызвался заменить одного из музыкантов, буквально с листа отыграв партию второго альта на концерте в Гороховце.

Фумиаки Миура, скрипач (Япония)

  • Это уникальный опыт - играть в обрамлении вот такой великолепной природы. Такие концерты сами по себе редки

Артём Маркин, директор Центра классической музыки

  • Было открытием - и для меня в том числе - вот это великолепный скрипач Фумияки Миура, который сегодня в силу ряда обстоятельств будет играть в секстете партию альта фактически с листа
  • Музыканту 21 год. И для него это не проблема. Конечно, предполагается, что скрипач должен владеть альтом, но сходу такую сложную музыку сыграть, даже партию второго альта в секстете - это непросто
  • И он делает это - я вот сейчас видел на репетиции - великолепно

В Гороховец приехал друг Бориса Андрианова актер Артур Смольянинов, прочитавший со сцены по просьбе музыкантов стихотворение Рихарда Демеля, по мотивам которого было написано исполняемое ими произведение Шёнберга «Просветленная ночь».

Артур Смольянинов, актер театра и кино

  • Простите мне мой casual, что называется, но я не рассчитывал здесь сегодня оказаться
  • Мы с женой ехали отдохнуть - также как и вы. Но звонит мне мой друг и говорит: а не хочешь ли ты поработать? Я говорю: да с удовольствием
  • Композитор написал стихотворение, и написал по его мотивам музыку. Я стихотворение сейчас прочитаю. Оно короткое, но действительно глубоко личное
  • А мой друг и его друзья, соответственно, музыку сыграют

Борис Андрианов, виолончелист, художественный руководитель проекта

  • Он просто мой друг, который приехал послушать концерт
  • Когда мы в Москве играли это произведение, мы разложили на каждом стуле это произведение
  • Но здесь ветер, не все бы прочитали это стихотворение
  • Я подумал, кто может прочитать? Могу я сам. Но если есть профессионал — мастер художественного слова — то пусть он прочитает

Несмотря на работу с неподготовленным и неискушенным зрителем в глубокой провинции, музыканты и организаторы «трипа» ни разу не позволили себе расслабиться, схитрить или упростить свою работу. Все действо организуется и проводится на высочайшем уровне, достойном самых именитых музыкальных подмостков.

IMG_5036.JPG

Артём Маркин рассказывает, что их проект - пример того, как в рамках небольшого бюджета можно реализовать впечатляющее мероприятие. Он благодарит руководителей местных администраций за организационную поддержку. “Хочу отметить великолепный прием в Коврове. Спасибо большое ковровским работникам культуры. Знаете, это чувство когда рядом с тобой плечо. Когда усталому с дороги музыканту, оркестранту, дирижеру будет предложен чай и так далее. Когда ты окружен заботой - это же дорогого стоит”, - говорит директор Центра классической музыки.

11425061_1018030011555235_5274096673934433924_n.jpg  11391089_1018030338221869_6565603360816465208_n.jpg

Фото Варвары Кузьминой

Не обошлось и без спонсоров. Часть из них оказывают фестивалю неоценимую профессиональную поддержку. К примеру, по просьбе Бориса Андрианова путешествующий с экспедицией рояль сопровождает настройщик и два профессиональных такелажника из фирмы Yamaha.

IMG_5404.JPG

IMG_5536.JPG  IMG_5540.JPG

Сегодня, 8 июня, музыканты будут ждать зрителей в домике сельского священника Дианова в селе Давыдове – именно здесь композитор Александр Бородин писал свою оперу «Князь Игорь». А завершится экспедиция вечером 9 июня большим концертом на Соборной площади города Владимира.

Ещё не вернувшись из своего недельного «турне», организаторы «Музыкальной экспедиции» уже строят планы на будущее. «В Покрове есть монастырь на острове. Фантазируя о будущем, я об этой точке думаю. Я также думаю о Кольчугино. Естественно, я наперед думаю об усадьбах наших видных государственных и военных деятелей — Суворова, Сперанского, Багратиона. Конечно, нужно поддержать и тему Воронцовской усадьбы, где я еще мальчиком маленьким в санатории был», - говорит Маркин.

Напомним, что идея «путешествующего фестиваля» «Музыкальная экспедиция» впервые на территории Владимирской области была воплощена в прошлом году — как это было, можно узнать здесь.