Автор: Сергей Головинов
Открытие выставки «Династия Романовых и Владимирский край» в Палатах Владимиро-Суздальского заповедника превратилось в манифест музейного протеста.
Вот уже и культурные события не обходятся без острого политического момента. Мы, конечно, догадывались, что музеи, кто бы, что ни говорил, учреждения идеологические. И, например, представить себе экспозицию, посвященную связям императорской династии с Владимирской областью, в советские времена было весьма проблематично. Но чтобы во время открытия камерной в общем-то выставки, где любовно подобраны экспонаты, повествующие о том, как пересекалась судьба дома Романовых с Владимирским краем, музейщиков вдруг прорвало на достаточно резкие высказывания о текущем политическом моменте, такого еще вроде бы не было.
Скорее всего, тематика экспозиции, посвященной первым лицам Российской Империи, просто наложилась на новые требования, которые нынешнее российское государство намерено предъявить к музеям. Можно сказать, что очередные реформы, задуманные министерством культуры, вошли в резонанс с историческим контекстом. Конспективно суть реформ в том, чтобы экспозиций стало в разы больше, а работали они по времени меньше. То есть минкульт по сути устанавливает для музейщиков валовый план по выставкам. Как описала эту тенденцию президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксёнова: «Нас пытаются загнать в ловушку цифрового культпросвета».
Еще одной «гримасой времени» по Аксёновой стало требование сократить количество музейных сотрудников, и, за счет этого сокращения, повысить зарплаты оставшимся, при этом, разумеется, увеличив им в разы нагрузку.
Мудрая основательница музейной империи успокоила своих подданных тем, что она уже проходила через такие встряски. По мнению Алисы Аксёновой, главное соблюдать даже самые дикие правила игры, но при этом твердо гнуть свою линию, и тогда «все со временем утрясется, в том числе и новый министр культуры со своими нововведениями».
Сама экспозиция «Династия Романовых и Владимирский край» на фоне таких заявления стала восприниматься как-то более остро и актуально. И даже выпущенные владимирскими мастерами к 300-летию Дома Романовых табакерки, кубки и жестяные конфетные коробки с имперской символикой вдруг стали казаться не музейными экспонатами, а какими-то историческими параллелями с сувенирной продукцией сами знаете какой партии.
Да и в портретной галерее императоров и императриц как будто произошло оживление. Некоторые посетители перешептывались, что изображение одной из коронованных особ слишком уж напоминает одного из кандидатов на пост губернатора, а при определенном ракурсе вроде бы даже и подмигивает.
И если подобные игры исторического воображения дело сугубо индивидуальное, то статистические данные, приведенные генеральным директором музея-заповедника вещь уже вполне себе конкретная. По данным Светланы Мельниковой, у владимирцев стал снижаться интерес к истории родного края и эта тенденция вызывает тревогу. Получается, что мы потихоньку стали забывать лики партийных вождей СССР, но так и не удосужились вспомнить, как выглядели российские императоры.