Музей не дает «добро»

Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова заявила, что Спасо-Евфимиевский монастырь будет жить исключительно по музейным законам
Новости Автор: 20 апреля 2015, 17:26 15 6141

15 апреля, на следующий день после торжеств в Суздале по случаю обретения владимирской епархией РПЦ мощей святых Евфимия и Евфросинии Суздальских, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий провел пресс-конференцию. Владыка рассказал журналистам, что останки Евфимия временно будут находиться в Александровском суздальском мужском монастыре, а Спасо-Евфимиеский монастырь пока оказался «не готов» к тому, чтобы принять мощи своего основателя. При этом, Евлогий заявил, что РПЦ будет добиваться, чтобы костные останки все же были перенесены в Спасо-Преображенский собор обители, в которой сейчас располагается Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

На ответной пресс-конференции генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова повторила высказанную ей ранее мысль, что возвращение мощей в Спасо-Евфимиевский монастырь создаст для музейного пространства много трудностей. Мельникова считает, что о переносе не может быть и речи, и церковная святыня должна храниться в действующем храме, где служат и молятся, а не там, где ходят туристы и экскурсоводы рассказывают об истории Суздаля.

«Мы должны понимать - мощи являются предметом религиозного почитания, и уж не в коей мере не являются предметом музейного показа. Говорить об этом неэтично даже по отношению к православным христианам. Мы должны четко понимать сегодняшний момент: бывший Спасо-Евфимиевский монастырь является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это огромный музейный комплекс, в котором сегодня функционируют 9 самых разных музейных экспозиций. И Спасо-Преображенский собор с юридической точки зрения является экспозиционным пространством, где мы показываем нашим гостям потрясающую архитектуру 16-17 века, где мы показываем живопись Силы Савина и Гурия Никитина и рассказываем историю города Суздаля в свете общероссийской истории. Помещение там мощей явится очень проблемным моментом для осуществления экскурсионного показа. Ведь доступ к мощам должен быть свободным. Я с трудом представляю картину, что приходят верующие бабушки, покупают входной билет и по этому билету идут в собор, для того, чтобы приложиться к сеням, где покоятся останки Евфимия. Это неправильно ни с музейной, ни с православной точки зрения. Поэтому абсолютно убеждена, что мощи должны находиться в живом, постоянно действующим храме, где постоянно совершается литургия, где постоянно совершаются молебны, где идет традиционная православная жизнь. Поэтому сейчас о помещении мощей в Спасо-Преображенском соборе вообще речи не идет», - заявила генеральный директор ВСМЗ.

Мельникова напомнила, что музейщики никогда не отказывали священникам, когда те изъявляли желание провести богослужение в главном соборе обители. При этом, отмечает главная музейщица Владимирской области, эти службы, учитывая нынешние особенности храма, вряд ли можно назвать каноническими. В то же время, в Суздале, уверена Мельникова, вполне достаточно других храмов и монастырей, где может кипеть церковная жизнь, и где вполне бы могли найти пристанище останки Евфимия.

«Не отрицаю тот факт, что между музеем и епархией есть совершенно нормальные взаимоотношения. Во время обращений епархии с просьбой провести какое-либо богослужение в том же Спасо-Преображенском соборе, я не припомню случая, чтобы мы отказали. Надо понимать, что эти богослужения, наверно, каноничными не очень являются. В соборе нет алтарной преграды, нет иконостаса, нет необходимой атрибутики, сопутствующей богослужению. Наверно, это не очень удобно для епархии и непривычно для православных христиан. Может быть, это неэтично, что я опять возвращаюсь к арифметическим изысканиям, но надо помнить, что в Суздале владимирской епархии принадлежит 4 действующих монастыря. Насколько мне известно — епархия точных данных не предоставляет — но количество послушников и насельников, особенно мужских монастырей, очень мало. В Александровском монастыре есть проблемы, там одно время 2 монаха числилось, потом 3. Та же ситуация в Васильевском монастыре. Самый благополучный - Покровский монастырь», - отметила Мельникова.

Генеральный директор ВСМЗ сказала, что музей, «если епархия сочтет нужным», даже готов передать ей раку, которая сейчас находится в Спасо-Преображенском соборе монастыря. Она была сделана не очень давно на деньги мецената и музейным предметом не является. Мельникова надеется на продолжение конструктивного диалога с РПЦ, при этом она заявила, что до тех пор, пока Спасо-Евфимиевский монастырь будет оставаться музейным пространством, он будет жить исключительно по законам музейной жизни.

«Если на минуточку представить, что Спасо-Евфимиевский монастырь прекращает свое существование как музейный объект, сразу же становится понятно, что мы теряем уникальнейший исторический культурно-образовательный центр, который в течение года посещает более 650 тысяч туристов. У нас есть примеры, когда монастыри передавались епархии. Далеко за примерами ходить не надо: Княгинин монастырь во Владимире. Он практически выпал из экскурсионного показа. Показывать его туристам сейчас практически невозможно. Мне кажется, что это неправильно. В монастыре есть уникальные росписи. Этот вопрос - взаимодействия музея и епархии - очень непростой, очень деликатный. Наши отношения всегда носили характер цивилизованных отношений. Мы никогда не позволяли себе состояние войны. И это очень важно. Хотелось бы, чтобы и дальше такое понимание происходило. Есть реалии сегодняшнего времени. В Суздале, где практически все храмы действующие, церковная жизнь может идти ярко, постоянно. Но у меня ощущение, что с этим есть проблемы», - пояснила позицию Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.