zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/o-starom-vladimire-zamolvili-slovo/

О старом Владимире замолвили слово

Известный владимирский историк Лидия Дудорова выпустила книгу «Старый Владимир», посвященную исторической застройке древней столицы, а также дореволюционному быту и занятиям горожан
Дмитрий Артюх 10 января 2014, 16:31

Первое издание этой книги вышло более 15 лет назад - еще в 1998 году. С тех пор «Старый Владимир» стал невероятно редкой книгой: ее невозможно найти в магазинах, в библиотеках ее зачитали до дыр - спрашивают каждый день и буквально вырывают из рук друг у друга.

IMG_6963.JPG

Во втором издании, вышедшем в последние дни 2013 года, Лидия Дудорова копнула глубже в прошлое города. Появилась глава, посвященная дате основания Владимира. Цифра «1108» на обложке книги - уже настраивает читателя, что автор не склонна, как это сейчас принято, удлинять историю города на 100 с лишним лет и считать годом основания 990-й год. 

«Не вызывает сомнения факт основания города-крепости в 1108 году, когда при Владимире Мономахе, получившим в удел Северо-Восточные земли, был укреплен город Владимир на Клязьме... Появление своеобразной исторической легенды основания Владимира не Мономахом, а Владимиром «Святым», связывавшей его возникновение с именем «крестителя» Руси, вызвано было политическими интересами владимирских князей с желанием перенести столицу из неспокойного Киева, который подвергался не только набегам соседних враждебных племен, но и стал центром междоусобной борьбы русских князей за обладание киевским престолом».

Дудорова, опираясь на мнение ряда историков, пишет, что Владимир «Святой» скорее всего не участвовал в христианско-миссионерском походе в Северо-Восточную Русь в начале 990-х годов, и следовательно не мог заложить город Владимир. Автор книги говорит, что в промежутке между 990 и 1108 годом Владимир нигде не упоминается, например, при описании набега рязанского князя Олега на Ростово-Суздальскую землю в 1096 году.

IMG_3058.JPG

Дудорова подробно рассказывает, как начиная с XII столетия, постепенно менялся облик города, как возводили городские укрепления, храмы и монастыри, как все это рушилось под напором татарских полчищ и сгорало в многочисленных пожарах, о пригородных слободах, об их обитателях и повинностях. Например, каждый житель Гончарной слободы, которая располагалась в районе современного стадиона «Торпедо», в XVI-XVII веках обязан был поставлять городу 10 тысяч кирпичей ежегодно.

Автор описывает, как в XVII веке выглядели владимирские торговые ряды, располагавшиеся примерно на том же месте, что и современные. Там, где сейчас в дорогих бутиках владимирцы покупают коллекционные итальянские сапожки, наши предки затаривались лаптями. Там, где сейчас можно найти элитный бельгийский шоколад и попить темного чешского пива, городские обыватели четыре века назад покупали калачи, солод, мясо и селедку.

«Владимирский торг насчитывал 400 лавочек, полков и лотков мясного, москательного, сапожного, красильного и калачного рядов. 53 лавочки составляли москательный ряд, в котором продавали клей, лак, купорос, краски, квасцы и другие товары. Затем шли лавки сапожного ряда, потом 43 лавки рыбного ряда - «у соляных рундуков», 16 лавок красильных, 26 лавок калачных, среди них изба харчевенная, 64 лавки составляли мясной ряд, 9 лавок солодяного ряда, где очевидно продавали солод на квас и пиво. Помимо лавок, упоминались в описи 1694 года полки свечные, мыльные, калачные, чесночные, 11 скамей масляных. Лапотный ряд состоял из 14-шалашей. В серебряном ряду упоминалась 1 лавка Тимофея Дехтярева».


IMG_3057.JPG

В начале XVIII века, пишет Дудорова, Владимир насчитывал всего 439 домов и 1836 жителей. К концу 18 столетия цифры эти удвоились, постепенно стали увеличиваться объемы строительства. Тем не менее, как подмечает автор, во Владимире практически до екатерининских времен застройка оставалась исключительно деревянной - «сказался запрет на каменное строительство, связанный с указом Петра I, когда каменных дел мастера со всей России собраны были для строительства новой столицы - Петербурга».

Как указывает Лидия Дудорова, город Владимир уникален тем, что в его дореволюционных постройках можно найти чуть ли не все архитектурные стили, которые использовали в русском зодчестве — от элементов романского стиля в белокаменных соборах до элементов модерна в особняках Большой Московской улицы. В XVIII в городе появилось барокко и классицизм — это здание архиерейского дома в Рождественском монастыре и здание присутственных мест (ныне «Палаты» музея-заповедника).

IMG_3040.JPG  IMG_3046.JPG

Во второй половине XVIII века Владимир начал застраиваться по регулярному плану. Все, что было построено в историческом ядре города с тех времен и до революции, Лидия Дудорова, можно сказать, знает наизусть. В 1970-е годы, когда возникла угроза сноса всей старой застройки древней части Владимира, она вместе с двумя архитекторами-реставраторами провела исследование застройки и планировки города, которое помогло определить их историческую ценность. Было перерыто огромное количество литературы и документов, расспрошены старожилы.

Благодаря этим исследованиям удалось восстановить историю каждой улицы, каждого дома, даты их постройки и ремонта, установить фамилии владельцев и род занятий. 6 томов исследований стали основой для книги «Старый Владимир». В ее разделах, посвященных XIX-XX векам, можно найти информацию практически о каждой постройке в древней части Владимира, в том числе о снесенных.

IMG_3044.JPG

Вот, например, история дома № 13 по Большой Московской, где до недавнего времени располагался кинотеатр «Художественный»:

«Сохранились старые фотографии, на которых запечатлен на этом месте каменный двухэтажный дом, построенный по образцовому проекту купцом Андреем Свешниковым, имевшим доход от постоялого двора и торговли разным товаром... В 20-е годы XIX столетия дом приобрел купец 1-й гильдии Петр Ильин, который славился в то время своим богатством, нажитым поставкой провианта в армию. Купец Ильин имел во владении несколько каменных домов. Позднее на первое место по богатству и владению недвижимостью выдвинулось семейство купцов Никитиных, которым и принадлежал этот дом в 1864 году. Каменный дом в два этажа с аркою для въезда во двор и сводчатыми подвалами имел по фасаду восемь окон и три двери. Использовался он следующим образом: пять комнат первого этажа сдавались под хлебное заведение, лавка с растворами на том же этаже — под ренсковый погреб, а восемь комнат второго этажа — под гостиницу. В 1870 году дом куплен представителем еще одной купеческой династии — Александром Петровским. Петровский сдавал левую часть дома под харчевню. Здесь же на первом этаже размещался чаеразвесочный магазин самого Петровского, а верхний - сдавался купцу Шилову под гостиницу. В 1913 году дом перестроен под электротеатр «Ампир».

На 150 цветных иллюстрациях книги Лидии Дудоровой, можно найти множество уникальных рисунков самых разных владимирских домов, сделанных в 20-е годы XX века - то есть еще в то время, когда их вид был близок к первоначальному. Автор, много лет жизни отдавшей владимирской реставрации, считает, что современные архитекторы, берущиеся за проектирование зданий в центре Владимира, должны почаще обращаться к этим рисункам и чертежам, чтобы не портить историческое ядро варварскими «скворечниками» и громилами.

IMG_3050.JPG  IMG_3052.JPG

Заканчивает Лидия Дудорова свою книгу рассказом о плеяде выдающихся дореволюционных владимирских архитекторов и проекте реконструкции исторического ядра города Владимира 1970-х годов. Дополняют второе издание материалы о владимирской семье Трещаловых-Фарсобиных, из которой вышел известный изобретатель Юрий Фарсобин, проектировавший самодельные летательные аппараты, и статья о местонахождении древних оборонительных ворот владимирской крепости Андрея Боголюбского.

Книга вышла тиражом в 1000 экземпляров, в основном на деньги родственников Лидии Дудоровой. К сожалению, несмотря на огромную научную ценность книги, автор сейчас испытывает большие сложности с ее реализацией. Книжные магазины по определенным причинам отказываются принимать ее на реализацию. Сейчас «Старый Владимир» можно достать только у автора и в книжном на «Всполье».