zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/ot-khaima-bindera-do-gerasima-feygina/

От Хаима Биндера до Герасима Фейгина

Краевед Галина Мозгова выпустила вторую книгу, посвященную евреям земли Владимирской
Дмитрий Артюх 1 июля 2015, 17:52

В еврейском благотворительном центре во Владимире состоялась презентация второй книги исторических очерков «Евреи на владимирской земле». Автор книги - владимирский краевед, сотрудник Владимирского политехнического колледжа Галина Мозгова, уже более 10 лет занимающаяся историей еврейских родов во Владимирской области.

03.jpg

Первый том вышел в 2013 году и был посвящен еврейской общине города Владимира до 1917 года. Например, вопросу, когда и почему представители этой нации оказались на территории Владимирской губернии. Мозгова пишет, что, скорее всего, это случилось в конце 18 - начале 19 веков, после разделов Польши и «Положения об устройстве евреев» 1804 года. В архиве Владимирской области (ГАВО) исследователь нашла документ 1807 года о неком Хаиме Биндере, который мог быть «первым евреем», побывавшим в наших краях.

Там же в ГАВО Мозгова разыскала сведения о первом постоянно проживающем в начале 18 века во Владимирской губернии еврее-ремесленнике Насоне Перцевече Свердлове. Приток представителей еврейской нации во внутренние губернии России увеличился после указа 1827 года о распространении на них рекрутской повинности. Правительство преследовало две цели: сократить число евреев, не занимавшихся производственным трудом, и приобщить их к «общегосударственному порядку жизни». Отданные в рекруты, еврейские мальчики, вырванные из родной среды, 25 лет служившие вдалеке от черты оседлости, плохо помнившие язык и родных, в основном оставались жить там, где их застало окончание службы.

Вышедшие в отставку еврейские солдаты и бессрочные отпускные рядовые стали основой для формирования еврейской общины во Владимире. Также в городе оседали и скитающиеся «транзитные» евреи. На время проведения очередной ревизии в 1857 году во Владимире проживало около 100 евреев, на территории всей Владимирской губернии - больше 200.

В 1879 году во Владимире проживало 24 семьи оседлых евреев - 121 человек, без учета военных той же национальности. В том же году владимирские евреи подали прошение об открытии в городе молитвенной школы. Где во Владимире в конце 19 века находился еврейский молитвенный дом - неизвестно. В начале 20 века он располагался на улице Малые Ременники, около современной областной библиотеки. Синагога на этом месте была и в первые годы советской власти. В июле 1932 года городские власти подняли вопрос о передаче здания под детские ясли и расторгли договор с еврейской общиной. Впоследствии в бывшей синагоге находилось общежитие артели «Красный швейкуст» и теротделение ОАО «Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона».

IMG_6130.JPG

В первом томе книги Мозговой затронуты вопросы меценатства владимирских евреев и волны антисемитизма во время первой русской революции. Исследователь пишет, что еврейских погромов, таких, какие прокатились по Москве и другим городам, во Владимире удалось избежать. Тем не менее, слухи о назначении злоумышленниками погромов евреев и интеллигентов о том, что их скоро «всех выгонят из Владимира», периодически возникали. В 1906 году в день проводов иконы Боголюбивой Божьей Матери в Боголюбово полицмейстер просил губернатора выделить роту солдат для того, чтобы она «была готова выступить по первому требованию без малейшего промедления».

Отдельно останавливается Галина Мозгова на еврейских музыкантах и еврейских оркестрах, развлекавших владимирскую публику до революции, а также на истории еврейских захоронений. Из-за малочисленности общины специального еврейского кладбища во Владимире никогда не было, поэтому хоронили представителей этой национальности на отдельном участке Князь-Владимирского кладбища - к Западу от Северных ворот до тюремной стены. Переведя эпитафии на надгробьях, сделанные на иврите, исследователи установили, что самые ранние захоронения относятся к 1860-м годам.

В настоящее время, заключает Мозгова, дореволюционное кладбище, практически не сохранилось. Утрачены, в том числе, могилы известных владимирских евреев: Нахима Фриндляндера и Берка Левитана (отца диктора Юрия Левитана). Сейчас на этом участке некрополя около 72 захоронений евреев, умерших в середине 20 века.

Во второй книге Галины Мозговой «Евреи на Владимирской земле» приведены исследования, посвященные четырем известным владимирским евреям, чьими именами названы улицы столицы Владимирской области.

IMG_6134.JPG

Александр Безыменский

Например, Мозгова приводит ранние стихи пламенного комсомольского поэта Безыменского, на которые она наткнулась в девичьем альбоме одной из владимирских гимназисток Кати Жинкиной. Есть рассказ о том, чем прославился революционер Иван Абрамович Завадский в должности председателя Владимирского губисполкома. Примечательно, что его предшественника звали Самуил Иосифович Типограф, а преемника - Гецель Шмульевич Берлин.

IMG_6133.JPG

Иван Завадский

Две большие главы книги посвящены детским годам жизни во Владимире диктора Юрия Борисовича Левитана и детству поэта-революционера и одного из основателей комсомола Герасима Фейгина в Покрове, семья которого эмигрировала во Владимирскую губернию из Польши во время Первой мировой войны. Подробно рассказывается о том, как Герасим Фейгин погиб на льду Финского залива при подавлении восстания матросов в Кронштадте в 1921 году и как в 1937 году был расстрелян его родной брат Владимир.

IMG_6131.JPG

Герасим Фейгин

Издатель книг о владимирских евреях Евгений Зарецкий предполагает, что будет еще и третий, и четвертый выпуск. В частности, уже готовы материалы о писателе Эммануиле Казакевиче и директоре Кольчугинского завода по обработке цветных металлов Михаиле Темкине. Зарецкий хочет, чтобы в будущих книгах появились заметки о директоре ОДРИ Юрии Тумаркине, урологе Эле Сульмане и других выдающихся евреях Владимира и Владимирской области советской эпохи. Исследования этого периода не входят в круг интересов Галины Мозговой, поэтому Зарецкий приглашает к сотрудничеству всех, кто хочет рассказать об известных владимирских евреях.