«Оцененный масштаб бедствия»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник получил в бессрочное пользование еще один участок усадьбы в Муромцево и провел обсуждение разработанной в Москве концепции восстановления усадьбы Храповицкого  
Новости Автор: 29 октября 2015, 09:32 14 4882

В «Палатах» Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ) 28 октября прошло расширенное совместное заседание Ученого совета ВСМЗ и Научно-технического реставрационного совета Центральных научно-реставрационных проектных мастерских. Последняя организация подготовила и представила технико-экономические обоснования, проектные предложения и технические обследования восстановления Муромцевской усадьбы в 14 томах. Этот документ называют первым реальным шагом «в грандиозной программе возрождения» наследия Владимира Храповицкого. Средства на разработку проекта в размере 5 миллионов рублей выделены «Внешэкономбанком».

foto1.jpg

На мероприятии генеральному директору ВСМЗ Светлане Мельниковой было вручено распоряжение о предоставлении одного из земельных участков усадьбы Храповицкого в постоянное бессрочное пользование. На этом участке располагается непосредственно здание замка Владимира Храповицкого, бывшие каскады прудов, пруд и земля за ним. «Это значит, - пояснила Мельникова, - что мы хотя бы сможем начать противоаварийные работы. Парк разрушался, а музей-заповедник буквально не мог там ни одно сухое дерево убрать, ни одного телодвижения сделать».

melnikova.jpg

На вопрос о подготовленной концепции восстановления усадьбы, сроках и источниках финансирования Светлана Мельникова заявила следующее:

«У каждого процесса есть своя технология. Если бы меня спросили: почему музей не запрашивает у Министерства культуры деньги на проведение проектных и реставрационных работ, я бы ответила: я не могу запросить деньги до тех пор, пока я не буду обладать обоснованной информацией, исследованиями, концепцией и сметами, которые будут обсуждены и одобрены на уровне Министерства культуры.

Работа по концепции - она кому-то может показаться не нужной. Поймите, было проработано огромное количество сведений и материалов, нужно было проработать юридическую составляющую: что кому принадлежит, что законно, что незаконно, где охранные зоны, нужно было проанализировать состояние сетей, что с канализацией, что с водопроводом, какие электрические сети, что с газом, что кому принадлежит, что у кого находится в управлении, какие здания относятся к усадьбе, а какие нет. Надо было составить сметы на проведение проектных работ и их обосновать. Все это еще будет корректироваться.

Следующий шаг - эта концепция предстанет перед Министерством культуры, она должна быть защищена и признана правильной, актуальной. И затем на ее основе мы будем иметь право запрашивать средства сначала на проектные, а затем на ремонтные работы. Вот такая цепочка. А откуда пойдут эти средства — это уже следующий вопрос.

Я была счастлива, если бы нас не бросила госкорпорация «Внешэкономбанк». В этом году мы не обращались во «Внешэкономбанк», не ездили туда и не писали писем. Но госкорпорация выделила еще один денежный транш для нас. На эти деньги мы собираемся провести противоаварийные работы и прежде всего в парке. Может быть удастся еще привлечь какие-то негосударственные средства, есть неравнодушные люди, есть фонды, есть меценаты, есть волшебники, которые считают долгом помочь. Мы очень надеемся что нам удастся создать некий фонд усадьбы Муромцево.

Сначала надо понять в какой степени Министерство культуры будет финансировать все эти вещи. Я не перестаю думать, что в 1945 году, когда все лежало в руинах, была создана реставрационная мастерская в Суздале, в 1946 году у Варганова с Ворониным уже был план превращения Суздаля в мощный туристический узел. Ну неужели в 2015 году, несмотря на все трудности, которые стоят перед страной, мы не осилим такую замечательную усадьбу?!»

Напомним, что недавно на сайте Министерства культуры была обозначена примерная сумма, в которую могут обойтись реставрационные работы в Муромцево - 2 миллиарда 806 миллионов рублей.

Вячеслав Фатин, директор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, работавший над концепцией, также никаких конкретных сроков восстановления усадьбы Храповицкого называть не стал, пояснив, что колоссальные проектно-реставрационные работы по таким сложным объектам занимают не менее 5 лет. «Это в идеале. Все будет зависеть от финансирования», - добавил он. По словам Фатина, Муромцево находится «в относительно неплохом состоянии, по сравнению с тем, что творится в других усадьбах», где от построек остались одни остовы и фундаменты.

Фатин считает, что первые шаги в алгоритме восстановления усадьбы Храповицкого должны быть следующими:

- решение земельных вопросов и вопросов по переселению людей;
- разработка программы пошаговой реставрации;
- решение проблем с коммуникациями.

Из ближайших планов - оформить замечания, которые будут высказаны Ученым советом ВСМЗ и предоставить их разработчикам концепции восстановления усадьбы Храповицкого.

foto4.jpg