Блохины в селе Гавриловском под Суздалем - фамилия распространенная. Несколько домов Блохиных стояли в разных концах селения.
На мемориале в память о Великой Отечественной войне в списке павших местных уроженцев - два Блохина.
Был и еще один участник ВОВ с такой же фамилией. Гавриловские жители вспоминают, какая радость была, когда он пришел с фронта. А потом вдруг оказалось, что он изменник Родины - служил немцам, воевал против своих, принимал участие в карательных операциях против стариков и детей.
Был и еще один Блохин, Василий Михайлович, родившийся в Гавриловском в 1894 году в бедной семье. Он смог выйти в люди, перебрался в Москву, имел роскошный дом, без мало 30 лет возглавлял комендантуру ОГПУ-НКВД-МГБ, имел орден Ленина, три ордена Красного Знамени, Трудового Красного знамени и другие. Местные жители говорили: «Вот, Васька-то Блохин, пастух, а каким человеком-то стал»!
До поры никто из его земляков не знал, как именно он стал «человеком». Не знали, что он не кто иной, как палач, один из главных исполнителей высших приговоров сталинской эпохи, что на его руках кровь почти 20 тысяч человек (по другим данным 50 тысяч). Блохин лично расстрелял военачальников Михаила Тухачевского, Иону Якира, Иеронима Уборевича, бывшего главного чекиста и своего начальника Николая Ежова, литератора Исаака Бабеля и режиссера Всеволода Мейерхольда.
В 10 лет Василий пошел в пастухи, в 15 - в каменщики, в 21 - отправился служить в 82-й запасной полк, квартировавший во Владимире, в 23 - в звании старшего унтер-офицера и в составе 218-го Горбатовского пехотного полка отправился воевать на Германский фронт. Шел 1917 год. Не прослужив и полгода, Блохин был ранен. В начале 1918 года вернулся в родное село Гавриловское, служил в соседней деревне Янево в военкомате, вступил в ряды коммунистической партии.
Чекистская карьера Блохина началась в 1921 году. Василий оставляет родину и переезжает сначала в Ставрополь, потом в Москву. Занимается «особыми поручениями» - приводит «расстрельные приговоры» в исполнение.
Блохин хорошо зарекомендовал себя в качестве палача и в 1926 году был назначен комендантом ОГПУ. Под его началом работала специальная «расстрельная команда», его подпись стоит под множеством актов Лубянки о приведении приговоров в исполнение. Блохин всегда подавал пример младшим товарищам, мог за одну ночь отправить в расход до 200 человек. И так вплоть до того момента, когда палача самого отправили... на пенсию.
79-летняя Раиса Медведева, всю жизнь прожившая в Гавриловском, заведовавшая местной библиотекой, однажды, в начале 1950-х годов видела Блохина живьем. Он приехал в гости к своему дальнему родственнику Михаилу Блохину - богатому гавриловкому мужику и пасечнику. «Они пошли гулять по селу. Тот, москвич, с тросточкой, в шляпе, а этот, наш, с собачкой». То, что это тот самый «вышедший в люди земляк», Медведева узнала уже позже.
Еще женщина рассказывает, что в доме сталинского «палача-рекордсмена» в Москве в прислугах работала Шура Тихонова, которую Блохин еще в юном возрасте взял к себе из Гавриловского.
Приезжая в родное село погостить, Шура немного приоткрывала завесу тайной личности своего хозяина. Восторженно описывая шикарную обстановку московской квартиры Блохина, Шура, между прочим, шепотом говорила о его жестоком характере. Удивлялась работница одной детали: как в фильме про Шерлока Холмса, к Блохину в дом приходили люди, поднимались по лестнице, входили в его кабинет, а назад не выходили, будто пропадали.
И жестокий человек имеет свои слабости. Блохин обожал лошадей. Говорят, что после его смерти в его библиотеке осталось 7 сотен книг по коневодству. У него была любимая жена Наталья, которую через 12 лет после его смерти похоронили рядом с ним в Донском монастыре в Москве.
Но на работе Блохин был совсем другим. Весной 1940 года в городе Калинин (Тверь) расстреляли более 6 тысяч поляков, взятых в плен в ходе советско-польской войны. Для исполнения прибыли высокопоставленные работники НКВД во главе с Блохиным. Начальник УНКВД по Калининской области Дмитрий Токарев вспоминал его методы работы:
«Мы пошли, и тут я увидел весь этот ужас… Блохин натянул свою специальную одежду: коричневую кожаную кепку, длинный кожаный коричневый фартук, кожаные коричневые перчатки с крагами выше локтей. На меня это произвело огромное впечатление - я увидел палача!»
Вспоминают, что Блохин метко бил в голову человека, а также, что отечественному оружию предпочитал для работы немецкий «Вальтер», потому что тот меньше нагревался.
После смерти Сталина палача из села Гавриловского Владимирской области торжественно проводили на пенсию «по состоянию здоровья». Его лишили звания генерала-майора и чекистской пенсии. Умер «сталинский палач» 3 февраля 1955 года своей смертью, от инфаркта. Некоторые, правда, утверждают, что Блохин застрелился.
Похоронили его в некрополе Донского монастыря города Москвы, недалеко от крематория, где раньше сжигали тела его жертв. В конце 1960-х годов генеральское звание и ордена Блохину вернули.
«Все охали и ахали, когда узнали, кто он», - говорит Раиса Медведева из Гавриловского. Сейчас в селе никто, правда, о нем ничего практически не знает. Его фамилию не часто встретишь в краеведческих изданиях. В музее Гавриловской сельской школы среди фотографий известных уроженцев портрета Блохина нет.
Тем не менее, некоторые считают, что Василий Блохин был только исполнителем приказов свыше, которые, как известно, не обсуждаются. Другие - утверждают, что человек всегда может отказаться выполнять приказы, особенно те, за которыми будут тысячи жертв. Уроженец Владимирской губернии Василий Блохин не отказался.