Последние минуты храма

Неизвестный фотограф в 1929 году запечатлел снос Сергиевской (Красной) церкви, стоявшей на главной улице города Владимира в районе нынешнего худграфа
Новости Автор: 21 февраля 2017, 16:51 23 8104

В фотоколлекции проекта PastVu, авторы которого, как сами говорят, собирают «свидетельства прошлого» и формируют взгляд «на историю среды обитания человечества», есть два уникальных и очень редких снимка. На них запечатлен процесс сноса Сергиевской (Красной) церкви во Владимире, стоящей на улице Фрунзе (Большой Нижегородской) в районе современного ЦОКа в 1929 году.

218_0006410b.jpg

Судя по всему, две эти фотографии хранились в частной коллекции владимирского архитектора, археолога и реставратора Владимира Клавдиевича Емелина, ушедшего из жизни в сентябре 2014 года.

Красивая двухэтажная Сергиевская церковь с колокольней была построена во Владимире в Ветшаном городе в 1779 году. Главная городская магистраль в конце 18 века проходила иначе, чем сейчас. Некоторые ученые утверждают, что дорога проходила южнее современной трассы, некоторые предполагают, что севернее. В 1830-е годы, после спрямления Большой улицы, Сергиевская церковь оказалась прямо посередине проезжей дороги. В 1850-60-е годы с юга храм подперли учебный корпус и общежитие владимирской духовной семинарии.

D4gwq0z0ARU.jpg

Очевидно, именно Сергиевская церковь была границей, отделявшей Большую Московскую улицу от Большой Нижегородской улицы (в советское время улицы III Интернационала от улицы Фрунзе). После сноса храма видимого водораздела не стало, но дома по Большой Московской до сих пор заканчиваются в этом месте, и здесь же начинаются постройки Большой Нижегородской.

fohPrJ1KiaQ.jpg

Церковь была примечательна своим резным богатым иконостасом и красным цветом стен, за что получила название «Красная». Благодаря своей высоте и изяществу храм доминировал над всей округой. Он был своеобразным ориентиром: до сих пор можно услышать фразу, что дореволюционный Владимир был всего лишь от Золотых Ворот до Красной церкви.

FzuX0PBSoYs.jpg

После провозглашения советской власти Сергиевская церковь пошла под снос одной из первых во Владимире, хотя после Октябрьской революции до ее уничтожения прошло целых 12 лет. За эти годы в храме были изъяты церковные ценности, его пытались приспособить для общегородских нужд и вели на него массированную атаку от имени общественности.

Еще в годы НЭПа действующую церковь приспособили под пожарную каланчу. 17 июня 1926 года владимирская газета «Призыв» писала: 

«На Красной церкви решено установить наблюдательный пункт, связав его телефоном с пожарным депо. На это горсовет предварительно заручится согласием группы верующих, в ведении которых находится данная церковь».

В 1927 году заведующий владимирского горкомхоза Елагин обратился к общине верующих Красной церкви и сообщил им, что пожарный пост на колокольне «не достигает цели», нет «достаточного обзора». В связи с чем Елагин просит разрешения вынести пост еще выше - на купол храма.

Но уже в февраля 1928 года городские власти решили, что существование пожпоста на культовой постройке нецелесообразно, и он был снят.

xmcwFexT93w.jpg

В том же году начинается наступление на Красную церковь горсовета, губисполкома и заряженной общественности, описанное историком владимирской архитектуры Татьяной Тимофеевой в книге «Лежит в развалинах твой храм...».

Началось все с общего собрания учащихся нескольких учебных заведений, располагавшихся вблизи церкви. Учащиеся выступили против звона колоколов храмов Ветшаного города и постановили ходатайствовать перед горсоветом прекратить это «безобразие». Сергиевской церкви досталось больше всех - на собрании ее сразу же было предложено «сократить», как отвлекающую от уроков благовестами, заслоняющую солнечный свет в окна классов и мешающую проезду по улице. Подобное обращение, касающееся звонов в Сергиевской церкви, поступило во владимирский горсовет и из губисполкома.

В горсовете не стали сопротивляться ходатайствам и 28 сентября 1928 года приняли постановление о закрытии и сносе Сергиевской церкви, стоящей на учете музейного отдела Главнауки Наркомпроса, как стесняющей уличное движение.

8 октября того же года президиум губисполкома принял постановление о расторжении договора с группой верующих Красной церкви и о возбуждении перед отделом Главнауки Наркомпроса вопроса о ее сносе. Аргументы были приведены следующие: ничего оригинального в архитектурном и историческом отношении церковь не представляет, построена поперек улицы, стесняет движение, представляет опасность и помеху для автомобилей, загораживает свет учащимся, в губернии много других более древних памятников зодчества.

В феврале 1929 года, как пишет Тимофеева, владимирской горсовет разработал план уничтожения церкви. Храм «как характерный памятник 18 века» надлежало сфотографировать со всех сторон, снаружи и внутри, оставшуюся церковную утварь и убранство велено было забирать владимирскому музею, строительный материал после сноса предписывалось пустить на новое строительство.

218_0006411b.jpg

Точные даты начала и окончания уничтожения постройки неизвестны. Судя по фотографиям из коллекции Емелина, Сергиевская церковь была окружена забором. Сначала был обрушен верх колокольни, а затем при стечении зевак был завален основной объем храма. Фотограф сумел запечатлеть, как двухэтажный четверик в клубах пыли заваливается в восточную сторону. Каким методом происходил снос - из снимков непонятно.

Разбором кирпича и бутового камня занимались потом еще долгое время. Строительный материал, предположительно мог быть отправлен на постройку фабрики «Пионер», жилых домов во Владимире и на мощение улиц.

Место, где стояла прежде Красная церковь, привели в порядок и благоустроили к концу 1929-началу 1930 годов.