zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/pozdniy-listopad-antoniny-atabekovoy/

«Поздний листопад» Антонины Атабековой

Во Владимире вышла еще одна книга воспоминаний патриарха владимирской журналистики Антонины Степановны Атабековой, умершей в этом году
Дмитрий Артюх 15 декабря 2014, 14:17

Ровно 6 лет назад, в декабре 2008 года, Антонина Атабекова презентовала свою книгу мемуаров «За все благодарю». В ней автор, 40 лет проработавший во владимирских газетах, в обкоме профсоюза работников культуры, во владимирском облисполкоме, вспоминала о интересных людях, с которыми ее свела жизнь. Среди прочих Атабекова писала о писателях и поэтах: Сергее Никитине, Владимире Солоухине, Алексее Фатьянове, Андрее Вознесенском, Иване Ганабине. 

IMG_3734.JPG

Буквально сразу после выхода первой книги мемуаров, Антонина Степановна начала думать над второй книгой воспоминаний. Едва оправившись в ноябре 2012 года после смерти мужа - известного владимирского адвоката Николая Атабекова - она снова взялась за перо. Было ей в это время уже 90 лет. Журналистка работала над мемуарами до последних месяцев своей жизни (Антонина Атабекова умерла 3 июля 2014 года), «сохраняя светлый, четкий ум и ясность воспоминаний», - говорит дочь автора и редактор новой книги Елена Колесникова.

Антонина Атабекова долго разбирала свой богатейший архив, редактировала старые статьи и заметки, работала над новыми. Для книги была написана автобиографическая повесть «Мои ступени», описывающая время учебы Атабековой в разных школах города Александрова в 1930-х - начале 1940-х годов. Повесть осталась незаконченной и дочь автора - Елена Колесникова - решил дополнить произведение отрывками из интервью с ее матерью и отцом, записанными владимирским журналистом Александром Шаровым в 2006 году, и письмами к Атабековой.

IMG_3735.JPG

Школьные годы Атабековой пришлись на тяжелое время первых пятилеток. Автор вспоминает, что обед учеников на большой перемене в столовой состоял из мятой картошки с соленым огурцом или каши с льняным маслом и стаканом полусладкого чая.

«Но вскоре столовая по каким-то причинам была закрыта. И тогда школьникам стали выдавать пол-литра молока и половинку двухсотграммовой булки. В большую перемену можно было наблюдать такую картину: дети стояли в коридоре и трясли в руках бутылочки с молоком в надежде сбить кусочек масла. Потом доставали этот кусочек, намазывали на половинку булки, ели и запивали оставшейся сывороткой», - пишет Антонина Атабекова.

IMG_3741.JPG

Вспоминает автор и своих одноклассников с родной улицы: Надю, Васю Соколова (по прозвищу Сокол ясный, нос колбасный) и Колю Трофимова; описывает получившийся любовный треугольник младшекласников:

«Однажды Вася сунул мне в руку какую-то бумажку. Рассмотрела дома - записка. Карандашом, с ошибками, в ней было написано: «Тося скажи каво луче лубишь меня или Трофимова». Записка осталась без ответа и была разорвана на мелкие кусочки. Вася был средним учеником, но такие ошибки я ему простить не могла».

IMG_3738.JPG

Тося Атабекова, ставшая журналистом, уже в школе любила писать сочинения. Однажды получив домашнее задание описать осень, она прошлась по Александрову, ища вдохновение:

«Под ногами - ковер из разноцветных листьев, а над головой солнце и бездонное голубое небо... Я так все и описала, приукрасив пейзаж подходящими эпитетами. Получаю свое сочинение после проверки. Оценка «удовлетворительно». Ни одной ошибочки. Рядом с оценкой приписка учительницы: «Небо осенью голубым не бывает»».

Атабекова вспоминает, как в середине 1930-х в стране Советов снова разрешили новогодние елки. Все классы после уроков готовили елочные игрушки и гирлянды. При этом, отмечает автор, «бумажные цепи в качестве украшения оставались еще под запретом как символ несвободы, что не совмещалось с понятием о советском государстве».

IMG_3739.JPG

Неприятные воспоминания у школьницы остались от уроков естествознания. На один из уроков по анатомии учитель принес живую кошку, сделал ей укол, а потом препарировал животное: «Ученики нашего класса получили натуральный урок устройства живого организма. По существу это было убийство животного на глазах детей. Таковы были в то время негуманные методы обучения любви к природе».

Из повести можно узнать, через какие «университеты» Атабекова пришла к журналистике. В 1940 году она приехала в Москву и поступала в Институт тонкой химической технологии, но не набрала нужных баллов и подала документы в Институт стали и сплавов. Год проучилась, но с началом войны институт собрался в эвакуацию. Тогда Атабекова в срочном порядке перевелась на факультет биологии московского педагогического института, но закончить его смогла только в1950 году и уже не биологический, а факультет русского языка и литературы.

IMG_3736.JPG

Второй раздел книги состоит из очерков о дорогих автору людях, благодарные воспоминания о которых Антонина Атабекова хранила всю жизнь. Здесь можно прочитать о любимой бабушке автора Екатерине Ивановне.

IMG_3740.JPG

А еще о поэте Александре Твардовском и писателе Эммануиле Казакевиче, которые курировали в 1940-1950-х годах молодых владимирских писателей, организовавших первые областные совещания литераторов. Атабекова вспоминает, что автор «Звезды» Казакевич долгое время жил в селе Глубоково под Вязниками, а Твардовский был депутатом Верховного Совета СССР по Вязниковскому избирательному округу № 211.

IMG_3742.JPG

Описывает автор и встречу в Москве с сестрой поэта Владимира Маяковского - Людмилой, знаменитой художницей по тканям. Атабековой запомнились ее слова: «Маяковский весь в своем творчестве. И тот, кто больше изучает его творчество, тот больше понимает Маяковского, нежели читая всякие воспоминания о нем».

IMG_3744.JPG

Очерк «Трудный случай» Атабекова посвятила мужу - известному владимирскому адвокату Николаю Атабекову, сыну дворянина, участнику Великой Отечественной войны. Приехав во Владимир после московского юридического института, он начал работать народным судьей. Трудный случай, перевернувший его жизнь, случился в середине 1950-х годов. Однажды Атабеков оправдал двоих молодых ребят, которых обвиняли в краже 1,5 килограммов мяса. Областной и Верховный суды с решением согласились. Однако владимирский прокурор, участвовавший в деле, нажаловался на судью начальнику следственного отдела Генеральной прокуратуры, тот рассказал об этом некому столичному журналисту. В газете «Правда» появился фельетон, в котором Атабеков подвергся уничижительной критике. Дело отправили на пересмотр, молодых людей осудили на 13 и 15 лет, правда, через год, дело опять пересмотрели и снизили наказание до 1 года.

IMG_3745.JPG

«Но каково было молодому судье, когда вот так, при успешно складывающейся карьере человека рубят под корень. После появления фельетона дело приняло серьезный оборот. Райком партии выносит решение о строгом выговоре и снятии с работы. В дело вмешался первый секретарь обкома партии, пригласив судью на беседу: «Понимаете, - говорил он, - против вас выступила газета «Правда», это орган печати ЦК, против него трудно идти. Судьей оставить вас не можем, обещаем только одно: досрочно отзывать вас не будем. С должности уйдете по истечении срока. В отношении работы... Как вы смотрите насчет адвокатуры?».

Так Николай Атабеков стал адвокатом, о чем впоследствии ни разу не пожалел. Эта профессия стала его истинным призванием.

В разделе «Люди, как планеты» можно прочитать о поэте Михаиле Дудине, о художнике Владимире Юкине, в частности о том, как во время Великой Отечественной войны он был в немецком плену, о поэте Павле Железновом, лично знавшем Владимира Маяковского и Максима Горького, о том, как Антонина Атабекова добивалась открытия в родном Александрове музея Марины Цветаевой и училась на факультете журналистики Высшей партийной школы при ЦК КПСС.

IMG_3753.JPG

В третьем разделе книги «Путешествия. Впечатления» представлены нигде не опубликованные заметки Антонины Атабековой о поездках в Читу, Зальцбург, Мстеру, Вязники, Тбилиси.

В особом разделе книги опубликованы автографы авторов многочисленных книг, хранящихся в семейной библиотеке Атабековых. Среди известных имен можно встретить Алису Аксенову, Кима Бритова, Андрея Вознесенского, Семена Гейченко, Сергея Никитина, Евгения Осетрова, Владимира Солоухина, Виталия Туркова, Алексея Фатьянова.

IMG_3746.JPG

А еще в книге мемуаров известной владимирской журналистки можно найти стихи разных авторов, посвященные Антонине Атабековой и преподнесенные ей к юбилеям и праздникам. Все они бережно хранились в толстой папке под названием «неполное собрание народных сочинений».

Заканчивают книгу короткие заметки автора о собаках, которых она очень любила, и подборкой журналистских баек.

IMG_3748.JPG

Антонина Атабекова скончалась летом этого года на 92 году жизни, не успев завершить работу над книгой. Набирала, структурировала материал, подбирала иллюстрации, занималась дизайном и версткой дочь автора - Елена Колесникова.

Книга с названием «Поздний листопад», придуманным самой Атабековой, вышла тиражом 500 экземпляров в издательстве «Транзит-ИКС». На обложке мемуаров - береза с желтыми листьями, слегка припорошенная снегом. Этот снимок во Владимире на улице Стрелецкой, недалеко от дома, где жила автор книги, сделал ее муж Николай Атабеков, серьезно увлекающийся фотографией.

Книга издана исключительно на средства дочери автора. В продажу она не поступит. Елена Колесникова планирует подарить ее многочисленным друзьям их известной во Владимире семьи.

IMG_3750.JPG