zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/pravda-li-chto-nikto-ne-zabyt-/

Правда ли, что «никто не забыт»?

На старом кладбище в городе Суздале Владимирской области не забыты могилы итальянских, немецких и румынских солдат, но забыты захоронения красноармейцев
Дмитрий Артюх 23 февраля 2014, 16:03

Недавно на Троицком кладбище города Суздаля Владимирской области к памятникам умершим в Спасо-Ефимиевом монастыре пленным итальянцам и немцам, добавился еще один мемориал - румынам. Во время Великой Отечественной войны в суздальскую землю легли солдаты разных держав. Но кроме немецких, итальянских, румынских, венгерских военных на Троицком кладбище лежат и наши советские солдаты - саперы, умершие и погибшие в 1942 году. На их могилах нет ни памятников, ни крестов - вообще ничего. Они затерялись, и вряд ли кто-то может указать место их расположения.

TwtdcWrqtt8.jpg U1QzAtzciS4.jpg

На кладбище села Богородское под городом Иваново есть братская могила времен Великой Отечественной войны. Изучая судьбы захороненных в братской могиле, местный поисковик, военный пенсионер Игорь Нефедов выяснил, что один из погребенных на Богородском погосте - Михаил Цыганов - был сапером 4-й саперной бригады 3-й саперной армии.

3-я саперная армия была сформирована в октябре 1941 года и строила оборонительные сооружения в прифронтовых областях. В частности, осенью-зимой 1941-1942 годов саперные бригады армии возводили тыловой рубеж Московского военного округа, который проходил по территориям Ярославской, Ивановской и Тамбовской областей. Часть этого оборонительного рубежа пересекала с Севера на Юг территорию современной Владимирской области — фортификационная линия проходила по Ополью, западнее Суздаля и Владимира, выходила по Мещере к Гусь-Хрустальному и поворачивала к Гусь-Железному.

T-mxEbhFYFQ.jpg

До сих пор в некоторых местах Владимирской области можно видеть осыпавшиеся остатки противотанковых рвов, ДОТов и ДЗОТов, например, под Владимиром в районе аэропорта Семязино, западнее деревни Коростелево Собинского района и других местах. В случае прорыва обороны Москвы, и дальнейшего наступления фашистов на Восток, эти сооружения должны были помешать их продвижению в глубь страны.

Ивановский поисковик Игорь Нефедов, начавший изучать историю 3-й саперной армии, в Центральном архиве Министерства обороны неожиданно наткнулся на важный документ. Это был список безвозвратных потерь 4 саперной бригады, участвовавшей в строительстве владимирского оборонительного рубежа. Меньше чем за год - с осени 1941 по лето 1942 года - бригада потеряла 77 человек, из них 67 из рядового состава.

cPwsZYkokKM.jpg

Согласно документу, на владимирской земле 4 саперная бригада потеряла 17 саперов. В донесении указаны места погребения: 7 человек похоронены в Суздале, 1 - в селе Сельцо под Суздалем, 1 - во Владимире, 3 - в Юрьев-Польском и еще 5 - в Покрове. В основном это 30-40-летние рядовые, призванные из областей центральной России. Все умерли в страшные морозные дни января-февраля 1942 года.

Причина смерти у большинства не указана. Скорее всего, умирали от разных болезней. Иногда были несчастные случаи: пятеро похороненных в Покрове саперов погибли в результате автокатастрофы, ефрейтора Александрова, похороненного в Суздале, убило глыбой земли на тактических учениях.

Вот имена и фамилии погибших саперов, которые удалось разыскать ивановскому поисковику Нефедову и его владимирским коллегам.

СУЗДАЛЬ, ГОРОДСКОЕ КЛАДБИЩЕ

- красноармеец Муравьев Павел Сергеевич, сапер, 1904 г.р. Уроженец деревни Шутовка Рунецкого с/с Махровицкого р-на Ярославской области. Умер 02.01.1942 г.
- красноармеец Соловьев Федор Арсентьевич, сапер, 1901 г.р. Уроженец деревни Большаково Кушалинского р-на Калининской области. Умер 11.01.1942 г.
- красноармеец Брыкин Андрей Григорьевич, ком. отделения, 1900 г.р. Уроженец деревни Дарантики Нагарьевского р-на Ярославской обл. Умер 22.01.1942 г.
- красноармеец Бабаков Михаил Григорьевич, сапер, 1897 г.р. Уроженец города Ростова Ярославской обл. Умер 28.01.1942 г.
- ефрейтор Александров Иван Прокофьевич, ком. отделения, 1906 г.р. Уроженец деревни Тайково Ближне-Нестеровского с/с Кировского р-на Смоленской обл. Погиб 08.02.1942 г. (от удара земляной глыбой в момент показного взрыва на тактических занятиях).
- красноармеец Сафутин Константин, сапер, 1898 г.р. Уроженец станции Кусково Горьковской ж.д. Умер 18.02.1942 г.
- красноармеец Кузин Владимир Андреевич, сапер, 1896 г.р. Уроженец деревни Саблино Старицкого р-на Калининской обл. Умер 27.02.1942 г.

СЕЛО СЕЛЬЦО, СУЗДАЛЬСКИЙ РАЙОН (ЗАПАДНАЯ ОКРАИНА СУЗДАЛЯ)

- красноармеец Самсонов Александр Иванович, сапер, 1912 г.р. Уроженец деревни Соколово Ногинского р-на Московской обл. Умер 23.02.1942 г.

ВЛАДИМИР, ГОРОДСКОЕ КЛАДБИЩЕ

- красноармеец Комин Павел Михайлович, сапер, 1904 г.р. Уроженец деревни Нивицы Брейтовского района Ярославской области. Умер 7.01.1942 г.

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ

- красноармеец Громов Андрей Андреевич, сапер, 1905 г.р. Уроженец деревни Дуброво Горицкого района Калиниской области, умер 6.01.1942 г.
- красноармеец Тимофеев Иван Арсентьевич, сапер, 1909 г.р. Уроженец села Никольское Рамешковского района Калининской области, умер 27.01.1942 г.
- красноармеец Барыгин Александр Никитич, сапер, 1911 г.р.. Уроженец города Рыбинска Ярославской области, умер 27.01.1942 г.

ПОКРОВ

- красноармеец Чернышков Александр Матвеевич, сапер, 1899 г.р. Уроженец деревни Баклашово, Гаврилоямского района Ярославской области, погиб при автомобильной катастрофе 24.02.1942 г.
- красноармеец Кузнецов Василий Константинович, сапер, 1922 г.р. Уроженец деревни Савинское Большесельского района Ярославской области, погиб при автомобильной катастрофе 24.02.1942 г.
- красноармеец Характеров Михаил Петрович, сапер, 1897 г.р. Уроженец деревни Кондрашово, Гаврилоямского района Ярославской области, погиб при автомобильной катастрофе 24.02.1942 г.
- красноармеец Зорин Василий Михеевич, сапер, 1923 г.р. Уроженец деревни Семиндаевка Гаврилоямского района Ярославской области, погиб при автомобильной катастрофе 24.02.1942 г.
- красноармеец Горностаев Иван Константинович, сапер, 1904 г.р. Уроженец деревни Жуково Гаврилоямского района Ярославской области., погиб при автомобильной катастрофе 24.02.1942 г.

Будучи несколько раз в Суздале Игорь Нефедов попытался разыскать на Троицком (Златоустовском) городском кладбище могилы шести русских саперов. Прочесав весь погост, ни одной из фамилий бойцов 4-й саперной бригады он не увидел. Зато нашел множество безымянных могил и новые гранитные памятники умершим в Суздале пленным итальянцам и немцам, воевавшим против Советского Союза.

jKvuYRGDnXg.jpg

Посетил Нефедов и сельское кладбище в Сельце под Суздалем, там по документам был похоронен сапер из-под Ногинска Александр Самсонов, умерший в День Красной Армии и Флота - 23 февраля 1942 года. Здесь у поисковика появилась небольшая зацепка, наводящая, правда, на грустные мысли:

«Ещё на подходе я обратил внимание на неухоженную еловую аллею, заросшую кустарником. Обойдя аллею сбоку, я обратил внимание, что ели высажены в виде двух развернутых друг от друга букв "Г". На заросшей площадке я обнаружил поваленный довольно высокий четырехгранный обелиск с отломанным навершием, явно выделяющийся на фоне прочих памятников погоста. Надписей и табличек на гранях я не заметил. Возможно, это и есть искомый мемориал. Или заброшенный памятник погибшим на фронтах односельчанам?».

8LWNqg6Y54U.jpg

На воинском мемориале на Князь-Владимирском кладбище в областном центре, среди плит с фамилиями похороненных в братской могиле солдат Великой Отечественной войны, плиты с именем сапера Павла Комина из Ярославской области нет. Хотя в уточненных списках, которые ведет отдел краеведческих исследований Центральной городской библиотеки, среди более чем полутора тысяч погребенных на Князь-Владимирском кладбище красноармейцев фамилия рядового Комина значится.

Где похоронены три сапера - Андрей Громов, Иван Тимофеев и Александр Барыгин - в Юрьев-Польском неизвестно. В донесении о безвозвратных потерях название кладбища не указывается. В Покрове место захоронения погибших в автокатастрофе саперов не сохранилось и не учтено в документах.

В общем, от этих солдат, воевавших на своем фронте, пусть и в тылу, и волей судьбы легших во Владимирскую землю, не осталось ничего: ни памяти, ни могил.

4WVB9Eabb5A.jpg

Все найденные данные о саперах 4-й саперной бригады Игорь Нефедов передал в Министерство Обороны в отдел по увековечению памяти павших при защите Отечества. Минобороны отреагировало достаточно оперативно: во Владимирский облвоенкомат было выслано предписание об установке памятных знаков умершим саперам. Та же задача, говорит Нефедов, была поставлена и главам местных администраций.

Будут ли увековечены имена этих 17 красноармейцев, появится ли в Суздале рядом с румынскими и немецкими мемориалами памятники отстоявшим нашу страну советским воинам - покажет время.