В февральском номере журнала «Огонек» за 1994 год в разделе «Письмо недели» было опубликовано послание, пришедшее в редакцию из города Владимира. Его авторами были 112 студентов владимирского авиамеханического колледжа. В письме, в частности было обращение к президенту России Борису Ельцины с просьбой приостановить распродажу народного достояния в области космонавтики.
Письму владимирских студентов в декабре 1993 года предшествовал аукцион Sotheby`s по продаже советских космических раритетов в Нью-Йорке. Среди лотов аукциона значились модели космических аппаратов, капсула Белки и Стрелки, капсула корабля «Союз-ТМ-10», рукописный отчет Юрия Гагарина о первом полете, дневники конструктора ракет Василия Мишина и Сергея Королева, рукописи Константина Циолковского, лунный грунт, скафандры первых космонавтов, парадный вицмундир и часы Гагарина, логарифмическая линейка Сергея Королева.
«Мы, студенты Владимирского авиамеханического колледжа, были потрясены этим событием. Извините за высокие слова, но мы гордимся тем, что Ю. А. Гагарин — россиянин, что его полет имел мировое значение. И мы уверены: его имя, космонавта-первопроходца, останется в истории выдающихся событий уходящего века. Небезосновательно считаем, что все, связанное с именем Ю. Гагарина, должно быть национальным достоянием России и по своей исторической значимости приравнено к выдающимся памятникам науки и техники России, как первый русский пароход, первый русский самолет... Выставленные на аукционную продажу вещи имеют ценность научных святынь, принадлежат народу России, без согласия которого никто не в праве распоряжаться ими. Наши деды, отцы в свое время недополучали заработанное, платили налоги, в том числе и на освоение космоса», - писали воспитанники Авиамеха.
Вещи, выставленные на торги в нью-йоркском отделении Sotheby`s, попали на аукцион разными путями. В начале 1990-х в России было не до космонавтики. Василий Мишин, например, поняв что к аэрокосмической отрасли интереса в стране никто не проявляет, сам отдал в 1993 году свои дневники американскому исследователю советской космонавтики Чарльзу Вику. В том же году они оказались на аукционе. Выставить на торги личные вещи Гагарина его родственников вынудило тяжелое финансовое положение.
«Да, владельцы реликвий получат большие деньги. И нам понятно, что не от хорошей жизни они решились на эту распродажу и, думаем, знают, что все это по праву должно принадлежать России. Но неужели мы так безнадежно обнищали? А если бы заранее кинуть клич среди банкиров, коммерсантов, других богатых людей России? Как знать, может быть, они в духе доброго русского меценатства, в духе Морозова, Рябушинского, Третьякова, Мамонтова выкупили бы это достояние, принадлежащее всему народу? Если они зажмутся и не захотят раскошелиться, что ж мы, небогатые и не избалованные деньгами студенты, готовы пойти с фуражкой среди своей студенческой братии по всей России и набрать необходимую сумму. Ну, а тем официальным лицам, кто допустил этот драматичный для России факт, надо крепко подумать о соответствии занимаемой должности тем принципам морали, совести, нравственности, которые еще есть в народе», - пишут владимирские студенты.
Аукцион состоялся 11 декабря 1993 года. Максимальная сумма - 1,65 миллион долларов - была выложена за спускаемый аппарат корабля «Союз ТМ-10» с автографами космонавтов. За возвращаемую капсулу спутника «Космос-1443» заплатили полмиллиона «зеленых». Оба аппарата купил аноним-американец, который сообщил, что намерен сдать их в аренду в музей. Образцы лунного грунта, доставленные автоматической станцией «Луна-16», ушли за 442,5 тысяч долларов. Часы, одежда, рукописи, книги космонавтов так же были нарасхват.
Рукописный отчет Юрия Гагарина о первом полете и несколько десятков томов дневников академика Василия Мишина для своего фонда приобрел американский бизнесмен Росс Перо.
В своем письме владимирские студенты обратились к президенту Борису Ельцину с просьбой приостановить распродажу народного достояния. «Только полным равнодушием к духовным ценностям можно объяснить непринятие мер к его спасению. Кто сегодня может заставить чиновников от культуры и науки отчитаться о мерах по охране и спасению конкретных объектов? Президент? Федеральное собрание? Правительство, которое, увы, финансирует культуру, как в брежневские времена, по остаточному принципу», - писали владимирские защитники космических реликвий.
Легко догадаться, что никаких мер из-за письма владимирских студентов прежним руководством России принято не было. Некоторые проданные в 1993 году вещи потом всплывали на других аукционах. Так, в 2008 году в том же нью-йоркском отделении аукционного дома Sotheby's Росс Перо перепродавал отчет Гагарина о полете и 31 дневник Василия Мишина (к чести американского миллиардера, нужно заметить, что уже после смерти Мишина в 2001 году он снял со всех дневников копии и предоставил их в России, где они были расшифрованы и опубликованы).