zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/raskhodimsya-melkimi-gruppami/

Расходимся мелкими группами!

Почему по Владимиру и Суздалю экскурсанты не бродят толпами? В музее-заповеднике подвели итоги работы за 2012 год
4 февраля 2013, 18:12

Автор: Дмитрий Артюх


Почему по Владимиру и Суздалю экскурсанты не бродят толпами? В музее-заповеднике подвели итоги работы за 2012 год.


2012-й наконец нарушил тенденцию падения посещаемости, характерную для нескольких последних лет. Владимирскую музейную империю в прошлом году посетило 1 миллион 203 тысячи человек. Спасают ситуацию индивидуальные туристы или мини-группы по 2-5 человек, число которых год от года увеличивается. В 2012-м таких индивидуалов во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике побывало почти 900 тысяч.


Число индивидуалов в Европе уже много лет превышает число больших организованных групп. В России пионерами индивидуального туризма в 1990-х стали «новые русские», которые могли себе позволить нанять для небольшой компании экскурсовода и культурно просвещаться. До сих пор многие считают, что им подобная роскошь будет не по карману. И не без основания! Хотя в последнее время, как говорят в музее, наметилась тенденция к «демократизации» этого направления туризма, услуга экскурсовода для двух человек в Суздале обойдется почти в 900 рублей с каждого, с троих - уже по 640 рублей с человека. Во Владимире расценки немного дешевле.


Тем не менее, количество мини-групп увеличивается год от года в среднем на тысячу человек. Их становится так много, что методистам музея приходится уже браться за адаптацию экскурсий специально для этой категории туристов. Приезжают в основном в выходные, в затяжные российские праздники — до 20 мини-групп в день.


Индивидуалы — это семьи, часто с детьми, бывает даже чуть ли не с грудными, или несколько друзей-студентов, или командировочные, или спортсмены, приехавшие на соревнования. Всех их объединяет нежелание вливаться в большую толпу незнакомых людей и скакать «галопом по европам».


В экскурсоводе они хотят видеть собеседника, знатока не только истории, но и современной жизни города, от него они хотят немножко больше, чем от обычных гидов, хотят захватывающих историй и ответов на все вопросы. Такой экскурсовод должен уметь провести по незаезженным тропам, показать где и что можно купить, где остановиться, где с пользой провести вечер, где сходить по нужде. Иногда индивидуалы сами придумывают маршрут экскурсий, в частности во Владимире просят провести не по главной улице, а по окольным, заострить внимание на Централе, свозить их за Клязьму, чтобы полюбоваться южной панорамой Владимира.


По наблюдениям гидов музея-заповедника, мини-группами легче управлять, они более мобильны, лучше подготовлены, у некоторых даже можно чему-то поучиться. Например, недавно, благодаря просвещенному индивидуалу музей установил, что знаменитая кираса из Золотых Ворот французского производства.


Но много встречается и капризных граждан, и даже хамов. Часто подобные экскурсии занимают больше времени, чем стандартные. При опросе, большинство экскурсоводов музея сказали, что предпочли бы работать со стандартными группами.


Не перестают тянуться к русской старине и интуристы почти из 50 стран мира. В 2012 году их было около 5100 человек - на 5 сотен больше, чем в позапрошлом году. По-прежнему больше всего к нам едут из Дальней Азии — из Японии, Тайваня и Китая, на втором месте идут англоязычные туристы, потом испанцы, французы и итальянцы.


А вот ситуация с группами школьников и студентов с каждым годом становится все хуже. Причин этому называют много, в том числе плохая реклама событий во владимирских музеях в образовательных учреждениях нашего региона и соседних областей.


Зато абсолютно все с большой охотой едут на мероприятия, так называемого, «событийного туризма» - всевозможные фестивали и праздничные дни, типа Дня огурца или Масленицы, - в 2012 году таких насчитали 143 тысячи, на 15 тысяч больше, чем в 2011-м. Еще ушедший год ознаменовался большим количеством музейных выставок — порядка четырех десятков самых разных экспозиций. Для сравнения в 2011-м их было всего 18. Больше всего билетов было продано на выставку, посвященную 200-летию Отечественной войны 1812-года, которую посетило более 7 тысяч человек.