zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/suzdal-nakrylo-loskutnym-odeyalom/

Суздаль накрыло лоскутным одеялом

В Суздале Владимирской области завершился первый масштабный фестиваль лоскутного шитья. Правда, среди огромного числа участниц почти не было зарубежных мастериц, побоявшихся кризиса и сложной политической обстановки
Анна Хромова 10 августа 2015, 14:34

С 3 по 9 августа во Владимирской области прошел фестиваль лоскутного шитья. До этого организаторы ограничивались проведением отдельных тематических выставок и мастер-классов. А летом 2015 года лоскутный фестиваль буквально «распластался» по всему древнему Суздалю, захватив музеи, библиотеки, церкви, дома культуры и обширные площадки под открытым небом, на одной из которых состоялся показ одежды дизайнеров из разных уголков России.

Пожалуй, самой зрелищной частью фестиваля стала растяжка огромного - буквально на весь Кремлевский луг - лоскутного оделяла, выполненного руками 194 мастериц.

IMG_9574.JPG  IMG_9583.JPG

В Доме культуры Суздаля обосновалась выставка «Ностальгия по ситцам, или Ткани, рожденные в СССР», а в Спасо-Евфимиеве монастыре - «Антикварные лоскутные одеяла Америки 1820–1930-х годов». Цены, правда, были довольно «кусачими» — 400 рублей «с носа» за вход на одну или две объединенные между собой экспозиции.

IMG_9621.JPG  IMG_9606.JPG

Мастерицам предложили поучаствовать в 15 тематических конкурсах. А простые жители и гости города могли научиться затейливому искусству пэчворка в ходе тематических мастер-классов.

IMG_9636.JPG  IMG_9595.JPG

Изначально организаторы, занимавшиеся подготовкой масштабного фестиваля в Суздале, планировали базироваться в новом спорткомлексе ГТК, который, правда, не успели достроить ко «дню икс» из-за ареста гендиректора фирмы «Альянс-Тур» Сергея Кашенкова.

IMG_9575.JPG

IMG_9604.JPG

По словам организатора фестиваля лоскутного шитья Риммы Быбиной, еще одним не слишком приятным сюрпризом стало то, что в Суздаль отказалось приехать большинство участников из других стран мира, объяснив свое решение кризисом и сложной политической ситуацией в России. Тем не менее, свое искусство шитья все же не побоялись продемонстрировать японские, французские и немецкие мастерицы.

Римма Быбина надеется, что удачное проведение фестиваля и его широкое освещение в СМИ помогут снять опасения иностранных мастериц, и в следующем году они обязательно приедут в Суздаль.

Римма Быбина, организатор фестиваля лоскутного шитья в Суздале:

  • Суздаль, я думаю, становится той площадкой, где все больше и больше проводится фестивалей
  • Я думаю, вот эта слава за Суздалем, как за фестивальным городом, закрепится
  • Я представляю ассоциацию лоскутного шитья России. Мы много проводили фестивалей, выставок, мероприятий в разных местах
  • Но в качестве какой-то точки, где можно проводить фестивали ежегодно, мы выбрали Суздаль
  • И для нас важно распластаться по всему городу. Потому что нас много
  • У нас много проектов, много выставок. И это нельзя замкнуть на одной площадке
  • В данном случае мы занимаем библиотеку, весь дом культуры. У нас в доме культуры выставка «Ностальгия по ситцам, или Ткани, рожденные в СССР»
  • В музейном комплексе Спасо-Ефимиевского монастыря у нас выставка «Русские ситцы», которую представляет музей ивановского ситца
  • И выставка уникальных лоскутных одеял, которую нам подарила американская компания «MODA Fabrics»
  • У нас шикарная выставка «Текстильная кукла» проходит в библиотеке
  • Еще интересно, что главный конкурс нашего фестиваля проходит в Пятницкой церкви — покровительницы женского рукоделия. И в торговых рядах у нас большая площадь
  • И, конечно же, интересный проект «Лоскутное одеяло», в котором принимают участие мастерицы из всех уголков России — здесь представлены мастерицы из 194 стран — и Владивосток, и Архангельск, и Краснодар, и Красноярск, и Екатеринбург, и Питер и так далее

Вопрос:

  • Все из России, или есть участники из других стран?

Римма Быбина, организатор фестиваля лоскутного шитья в Суздале:

  • У нас есть представители из Японии, Франции и Германии
  • Мы, конечно же, ожидали больше гостей, но в связи с кризисом политическая ситуация, действительно, дала о себе знать
  • Потому что было очень много участников, которые заявили о своем желании, и в конце-концов все-таки не приехали
  • Не знаю, что их испугало: кризис, политическая ситуация. Хотелось бы верить в лучшее. Может быть, это немножко недоверие
  • Но я думаю, после того, что здесь произошло, и как мы это освещаем, в следующем году желающих будет больше
  • Если говорить о моде на пэчворк, то можно утверждать, что сегодня она действительно актуальна. И не только в других странах, но и у нас
  • Компании специально выпускают ткани, имитирующие технику пэчворк. Юбки в технике пэчворк, пиджаки. Это интересно, красиво и традиционно
  • И это что-то новое - всегда важна для человека новизна восприятия
  • Достаточно долга наша толпа была одета в черный цвет. Если вы спросите у тех, кто продает ткани, вам ответят, что самая продаваемая ткань — черная
  • Мне кажется, это не самая хорошая симптоматика для общества
  • А чем краше мы одеваемся, тем, наверное, радостнее настроение у окружающих

По словам Риммы Быбиной, несмотря на то, что представители некоторых стран склонны считать территорию именно своей страны родиной квилтинга или пэчворка (оно же — лоскутное шитье), она смотрит на историю вопроса реалистически. По ее мнению, никакой родины лоскутного шитья не существует - обрезки тканей начали сшивать домовитые хозяйки самых разных стран мира сразу после появления ткацких фабрик.

  • Смотрите, есть несколько названий. В России мы называем лоскутное шитье. Произнести это сложно и длинно, особенно для иностранцев
  • В Европе это в основном называется пэчворк, а в Америке квилтинг
  • Квилтинг от английского «to quilt» - стегать. Это когда сшивается три плоскости: верхняя наборная ткань, какая-то прослоечка и нижняя подкладка. Когда все это вместе простегивается, называется «квилтинг»
  • А в Европе чаще всего — пэчворк. Все это обозначает одно и тоже
  • И, знаете, многие считают, что квилтинг или пэчворк родился в Америке. Но мы так не считаем
  • Мы считаем, что у нас не так много всего этого сохранилось — в наших музеях
  • В Америке сохранились лоскутные одеяла начала XIX века — на нашей выставке представлены одеяла 1820-го года. И В связи с тем, что у них это сохранилось лучше, они, наверное, считают, что у них это все и зародилось
  • На самом деле, все это зародилось там, где появились ткани. А если весь мир был домотканным до середины прошлого века, то с появлением ткацких фабрик появился избыток тканей. И остатки от кроя одежды бережливая женщина, естественно пускала в свое творчество и всегда использовала

P.S. В эти же дни - 8 и 9 августа в Суздале отмечали день города - на территории "столицы российской провинции" проходило еще сразу несколько фестивалей. Среди них - "Фестиваль топора", расположившийся прямо на торговой площади, и фестиваль "Гусли мира", организацией которого занимались известные этно-музыканты Елена Фролова и Сергей Старостин.

yFsV9DEu4_8.jpg  IMG_9559.JPG

0inZUR89e2M.jpg

IMG_9681.JPG