Татаро-монголы взяли Владимир между завтраком и обедом

Публичная экскурсия, посвященная 775-летию покорения Владимира татаро-монголами, развенчала музейные мифы о героических защитниках города
Новости 11 февраля 2013, 14:13 56 15086

Автор: Сергей Головинов


Публичная экскурсия, посвященная 775-летию покорения Владимира татаро-монголами, развенчала музейные мифы о героических защитниках города.


Два неразлучных доктора наук - политолог Роман Евстифеев и историк Андрей Тихонов - провели публичную экскурсию по мотивам 775-летнего юбилея взятия города Владимира татаро-монголами. Краеведческий энтузиазм и популярный историзм на этот раз привели к достаточно пессимистичному итогу: покорение Владимира - это не День воинской славы, а скорее День траура по закатившейся звезде города, который утратил свой столичный статус.


Возможно, историка Тихонова покоробил пафос владимирских сторонников партии «Родина», которые устроили акцию памяти героических защитников города от татаро-монгольских захватчиков, и председатель союза краеведов Владимирской области решил восстановить баланс исторической правды. Получилось иронично, познавательно, несколько тенденциозно и весьма альтернативно. Андрей Тихонов явно утрировал, играл на публику и превращал летописные тексты в эдакий разоблачительный комикс.


В еще более упрощающем пересказе выйдет, что монголы вовсе не собирались разорять Владимир, а хотели лишь получить десятую часть городских богатств, чтобы у них были средства на дальнейший поход в Западную Европу. Но вместо переговоров получили град стрел. Поведение князя не вписывается ни в какие представления о доблести и чести. Князь сбежал из города, якобы за подмогой, но оставил в осажденном Владимире жену, детей и митрополита.


Никакого патриотического порыва в современном понимании у владимирцев не было, они просто хотели выжить и не потерять свое имущество. Тихонов напоминает, что в те времена патриотизм заканчивался сразу за околицей своего огорода.


По всем данным, такая крепость как Владимир должна была продержаться несколько недель, но пала за 3 часа штурма. Обороняющиеся даже не удосужились облить вал водой, чтобы он обледенел - уточняет Тихонов. Возможно, опять же в язвительном тоне замечает Андрей Тихонов, язычникам-монголам помогли их «колдуницы», которые все 5 дней осады ходили вокруг оборонительных сооружений города и «расколдовывали» их.


Некрасиво повели себя и княжичи, пока один из сыновей князя еще пытался оказывать какое-то сопротивление, другой, практически у него на глазах, уже торговался с монголами о выкупе. Иронизирует Тихонов и над закрывшимися в Успенском соборе — вместо того, чтобы вести уличные бои, люди засели в храме и устроили плач. Историк шутит, что с тех пор и по сей день мы чуть что любим сразу устраивать «Плач Ярославны».


Ну и последствия покорения и разорения Владимира, в изложении историка Тихонова, привели к тому, что, сохраняя некоторое время столичный статус, город утратил, говоря современным языком, экономическую и бытовую привлекательность. Князья жили где угодно, но не во Владимире, а претенденты грабили и разоряли именно наш город. Все мобильное и предприимчивое население предпочитало уезжать. В 14-15 веках население Москвы колебалось в пределах 100 тысяч, средний западно-европейский город населяло 40-60 тысяч, небольшие российские города в это время насчитывали от 6 до 9 тысяч жителей, а во Владимире было всего 600 человек. Тихонов шутил, что оставались только «валенки», и мы все сейчас не сильно отличаемся от них - такие же войлочные сапоги без калош.

Публичная экскурсия началась от Театральной площади, куда и пришли татаро-монголы, а закончилась у Успенского собора, где в огне погибла значительная часть горожан, не рискнувших оказать захватчикам сопротивление. Пересказывать зажигательные пассажи экскурсоводов-подвижников дело неблагодарное. Поэтому предлагаем самостоятельно составить представление и ознакомиться с выбранными местами.


На театральной площади:



По пути следования захватчиков:




У стен Успенского Собора: