Владимирский академический театр драмы готовится к премьере спектакля «Антигона» в постановке американского режиссёра Льва Шехтмана.
По словам режиссёра, эмигрировавшего из СССР в Америку в 1978 году, руководство владимирского драмтеатра само связалось с ним и предложило целый список пьес, которые было бы неплохо поставить на местной сцене. Лев Шехтман выбрал «Антигону» Жана Ануя.
- Антигона — одна из тех пьес, которые меня всегда интересовали. То, что меня лично интересовало — это я пытаюсь воплотить в спектакле. А зритель сделает свои выводы
- Взяли Ануевскую Антигону, потому что там язык более доступен. Софокл всё-таки писал гекзаметром. Сейчас его тяжело воспринимать на слух. И осваивать его нужно дольше и подробнее. Я еще не нашел решения, чтобы сделать Софокла более близким и современным. Ануй мне ближе
- Антигону Ануя я начинал делать в Нью-Йорке. В то время она мне показалась мелководной. Со временем понял, что там что-то есть. А когда начали работать здесь, то для меня открылись глубины
Текст французского драматурга, написанный в оккупированной Франции в 1943 году, переосмысливает пьесу Софокла в контексте того времени. Основная сюжетная линия в произведении изменена не сильно: сохранился даже загадочный «хор». Правда, у современников Ануя «Антигона», в отличие от современных читателей, ассоциировалась скорее с Францией - захваченной, но готовой вопреки обстоятельствам к борьбе.
Несмотря на это, текст предоставляет широкие возможности для разного рода экспериментов. Именно поэтому у Ануя действие не привязано к определенному пространству и времени, чем и пользуется режиссер. Насколько умело и удачно — предстоит решить зрителям после премьеры.
В драмтеатре продолжаются эксперименты с приглашённым режиссёром и минимальными декорациями, как это было в «Пиковой даме». На этот раз в постановку вошли еще и видеофрагменты, а костюмы актеров подбирались в зависимости от характера или состояния персонажа в определенный момент действия - современных джинсов до древнегреческих тог.
Не обошлось и без «символов». Например, шапочка, которую Антигона почти не выпускает из рук и надевает на голову, когда принимает какие-нибудь судьбоносные решения. Головной убор символизирует бунтарство и инфантильность; он похож и на шлем, и на ирокез, и просто на вязаную детскую шапочку.
Основной конфликт, по мнению актеров, можно обозначить примерно так: перед нами вечный конфликт между стремлением к подвигу, зачастую бессмысленному, и размеренной жизнью по закону. С одной стороны - царь Креон, дядя Антигоны (его играет Николай Горохов) - воплощение сурового закона, спасительного для большинства. С другой - Антигона (актриса - Анна Лузгина), которая в силу характера и обстоятельств не в состоянии подчиняться принятым законам.
Анна Лузгина, исполнительница роли Антигоны:
- В Антигоне есть юношеский максимализм и черты состоявшейся личности. Она понимает, что жить так, как живет Креон, загнав себя в узкие рамки и не иметь права ни на что, не для неё
- Героиня хочет, чтобы её счастье было таким, каким она его видела его в детских мечтах. Она хочет, чтобы это было на полную
Николай Горохов, исполнитель роли Креона:
- Это интеллектуальная пьеса, она завязана на контрасте. Креон сам в себе хочет разобраться. Он понимает, что сам был таким бунтарём, как Антигона. Но сейчас он переступил этот порог. Надо жить, работать
- Когда человек сделал что-то в жизни — он хочет идти дальше. Любая революция печальна. Романтика — только во время революции. Но при этом гибнут люди, и самые лучшие. Мне кажется, об этом пьеса. Её трудно расшифровать, но она понятна
- Театр, особенно русский театр, - это кафедра. С кафедры можно сказать много добра. Театр не только чтобы развлекаться, мне не нравится, что театр становится услугой. Услуга — это два притопа, три прихлопа, а русский театр — всегда был кафедрой
По мнению актёров и режиссёра, постановка очень богата деталями, за которыми зрителю нужно внимательно следить.
Перекликается ли основной посыл спектакля с событиями на Украине, станет понятно лишь после премьеры. Как говорится, спектакль требует внимательного зрителя, но при этом рассчитан и на широкие массы. Премьера состоится 27 марта.